Ольга Саватеева
Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте детей
дошкольного возраста"
Саватеева Ольга Владимировна
учитель-логопед, МАОУ ««СОШ №12 СП «Детский сад»
Соликамский городской округ
Подготовка к обучению грамоте (средняя группа).
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
• речь состоит из слов;
• слов много и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
• слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
• они звучат (состоят из звуков);
• слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
• из слов можно составлять предложения;
• звуки в словах произносятся по- разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.
Основной задачей подготовительного курса является формирование умения выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
Чтобы сформулировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове необходимо выполнять следующие правила:
• звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;
• после того как он выделен, его нужно назвать изолированно, так, как он слышится в слове (мяч – 1ый звук «мь», мак – 1ый звук «м»)
• интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции об-следования звукового состава слова;
• словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (еж- «еш», мороз- «морос»).
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни они называются «песенками» : звук «р»-песенка большого мотора, звук»сь»- маленького насоса, звук»ж»- песенка жука, звук «ш»- песенка ветра.
Например детям предлагается назвать предметы и в словах-названиях «спеть» песенку ветра (ш- шуба, кошка).
В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Дети учатся составлять предложения. Детей средней группы знакомят с понятиями твердый, мягкий согласный звук (попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук). Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твердый согласный - большой братец, а мягкий согласный – маленький братец (маленький комарик – «зь», большой комарик – «з»).
Ребенок к концу года должен уметь:
• правильно произносить все звуки родного языка к 5 годам (в словах, во фразовой речи);
• различать короткие и длинные слова;
• дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
• определять и называть первый звук (без призвука гласного).
Подготовка к обучению грамоте в старшей группе.
Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, основных качественных характеристик звука (согласный, гласный, твердый, мягкий). Обучение детей начинается с определения последовательности в нем. Выделить последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова последовательным интонационным выделением каждого звука. Так при анализе слова «жук» ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.
Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух.
Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели.
На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком и фишки. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета - серыми.
После того как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.
Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах: мак, лук, дом, лес, кит, дым…
Дети с помощью воспитателя «проверяют» все звуки, произнося их, и наоборот, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.
На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках произнесению которых всегда что-то «мешает»- губы, зубы, язык.
Например, при произнесении звуков «м», «мь» мешают губы, при «с», «сь»; «зь» - зубы; братцы- большой и маленький (твердый и мягкий согласные звуки).
В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2-4 слов. Дети делят их на слова, называют их по порядку. Также дети учатся выделять определенный заданный звук в начале, в середине, в конце слова.
Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе.
Звуко – буквенный период.
Развитие звуко-буквенного анализа.
• Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и назвать из него заданные звуки.
• Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
• Закреплять умение делить слова на слоги.
• Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
• Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
• Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат.
• Учить проводить звуковой анализ слова.
• Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
• Познакомить с термином «предложение».
• Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
• Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
• Учить записывать предложение условными обозначениями.
• Способствовать развитию графических навыков.
• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Основные задачи подготовки детей к обучению, которые решаются в подготовительной группе детского сада, состоят в обучении детей составлять предложения из двух – четырех слов, членить предложения такого же состава на слова, членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, лу-на) и составлять слога из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях закрепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке; теоретические определения не даются.
Ознакомление со словом. Анализ и конструирование предложений.
В подготовительной к школе группе с детьми проводится работа над предложением и его словесным составом, в результате которой они осознают, что наша речь состоит из слов, что мы говорим словами.
Предложение – это определенное сочетание определенных слов, которое имеет смысл ( или проще: это несколько слов, которые выражают определенную мысль).
Слово – это определенное сочетание определенных звуков, которое имеет смысл ( или иначе: оно что-то обозначает).
Со словом дети начинают знакомиться и раньше, еще в средней группе, при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря и т. п. В старшей и подготовительной группе на занятиях систематически проводятся упражнения и игры, в которых внимание детей специально обращается на слово слово.
Детей спрашивают, как можно закончить стихотворение, чистоговорку; какое слово повторить несколько раз. Эти стихи полезны еще и тем, что учат вслушиваться в звучание слова.
Также можно давать детям такие задания, выполняя которые они сами вспоминают и произносят различные слова: «Скажи какое-нибудь слово. Какие слова ты знаешь? Я скажу одно слово, а ты в ответ скажешь какое - нибудь другое» и т. п.
Очень важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показав, что оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество. Например, педагог говорит : Я сейчас произнесу слово, а вы скажете, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте: «мяч… Что означает это слово?» Дети отвечают: «Это игрушка»; «Мяч прыгает»; «Мячом дети играют» и т. п. Воспитателю необходимо подчеркнуть: «Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово мяч, какое значение, смысл оно имеет». Далее педагог произносит какое-нибудь звукосочетание (ыл, ра, рум и т. п., спрашивает, понятно ли, что оно значит какое имеет значение, смысл. И после ответов детей поясняет : «Это не слово, это просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Дошкольников необходимо знакомить с тем, что всякое слово имеет значение для углубления преставлений детей о слове, но и для того, чтобы включать эти слова в формулировку заданий при работе над смысловой стороной слова, например в упражнениях с синонимами и антонимами, но и с омонимами словами, одинаковыми по звучанию, но различными по значению (коса- коса, и с паронимами - словами, подобными по звучанию, по значению (зубатый - зубастый, понятный - понятливый, задания на словообразование (заяц- зайчик-зайчонок-зайчишка и т. п.).
Ознакомление со словесным составом предложения.
В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий- картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры, например «Кукла сидит. Кукла сидит. и т. п.)
Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). С целью более наглядно представить детям словесный состав предложения используется схема. Показав детям, как можно изобразить словесный состав предложения дается задание самим составить схему. Формы работы при этом могут быть разны-ми:
1) составление одним ребенком схемы предложения, сказанного воспитателем;
2) составление схемы такого предложения всеми детьми;
3) один ребенок произносит предложение, другой (или все дети) составляет схему;
4) воспитатель на доске чертит схему, дети составляют по ней разнообразные предложения и т. п.
Большую активность детей вызывает речевая игра «Живые слова» (Воспитатель вызывает нескольких детей (в зависимости от количества слов, из которых будет составлено предложение) и говорит: «Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Живые слова». Вот эти дети – будут словами. А сначала мы придумаем предложение из трех слов». Игра «Живые слова» допускает очень много разных вариантов. Разные формы наглядности при ознакомлении детей со словесным составом предложения занимают основное место на первых занятиях. В дальнейшем все больше внимания уделяет тому, чтобы дети научились членить предложение на слова и составлять его из слов уже без опоры на наглядность.
Ознакомление со слоговым строением слова.
В подготовке дошкольников к обучению грамоте существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова.
Слоги – это части слова. Когда слово произносится вслух, оно про-износится по частям. Слова могут состоять из одной части (слога, из двух, трех и больше слогов. Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т. е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Этот термин – «часть» - на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети вначале обучения обычно смешивают слог и слово.
Существует много методических приемов, которые успешно используются в практике обучения :
• Произнести по слогам простые слова ( например: ма-ма, ла-па, ра-ма, ребенок должен хлопать в ладоши на каждый слог слова. Вначале делайте это упражнение вместе.
• Произнести по слогам, состоящие их трех слогов, слова (ло-па-та, ко-ро-ва, мо-ло-ко, ребенок должен хлопать в ладоши на каждый слог слова.
• Очень внятно и раздельно произнесите по слогам двусложные слова, ребенок должен определить, какой слог в слове идет первым, а какой – вторым.
• Ребенок должен по слогам повторять за вами слова, которые очень внятно и раздельно произносите по слогам.
• Ребенок должен очень внятно, по слогам повторять за вами слова, которые вы произносите также по слогам, но не слишком раздельно.
• Ребенок должен повторять за вами по слогам слова, которые вы произносите слитно.
Когда ребенку придется самостоятельно делить слова на слоги, он может начать испытывать определенные затруднения, поэтому вам нужно будет познакомить его со следующим правилом: в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
Сделать анализ слога – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому звуку.
В обучении детей слоговому анализу слова должно входить и элементарное ознакомление с ударением. Ударение – выделение голосом гласного звука. Даже не выдвигая специальную задачу – обучить детей понимать термин «ударение», определять ударение в разных словах, педагог может дать детям самые первые представления о том, что слоги в слове произносятся неодинаково: один из них более заметный, слышится лучше.
- Вы произносите простые слова, голосом выделяя в них ударный слог. Ребенок должен назвать этот слог.
- Вы произносите простые слова, выделяя ударный слог. Ребенок должен назвать безударный слог.
Яркой иллюстрацией значения ударения в слове является сопоставление слов, в которых перенос ударения на другой слог приводит к образованию слова с другим значением (например, кружки – кружки).
Ознакомление со звуковым строением слова.
Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Полный звуковой анализ слова включает определение и со-става звуков в слове и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звон-кость и глухость.
Гласный звук – это такой звук, который произносится одним только голосом, поэтому он и называется гласным. Объясните ребенку, что другие (не гласные) звуки всегда произносятся с помощью губ или языка (а также неба и зубов). Например «п» - с помощью губ, «в» - с помощью губы и зубов, «т» - с помощью языка и зубов, «к» - с помощью задней части языка и горла и т. п.
Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Для лучшего освоения этого материала выполняйте следующие упражнения.
- Вы беззвучно произносите определенный гласный звук (то есть изображаете губами артикуляцию, а ребенок должен сказать, какой звук вы хотите произнести.
Итак, гласные звуки произносятся одним только «чистым» звуком голоса. Еще - их можно тянуть (даже петь). Поэтому они и образуют слоги, слог – это то, что тянется в слове.
Согласный звук – это звук, который произносится при участии каких-нибудь речевых органов (языка и зубов, губ, губы и зубов).
Обратите внимание на следующее: когда ребенок будет произносить тот или иной согласный звук, он должен произносить его так, чтобы вслед за ним не появлялось призвука какого-нибудь гласного звука ( например: вместо «к» - «кэ», это будет затруднять звуковой анализ слов.
Перечислите согласные звуки. Они называются так, потому что в слове они всегда идут вместе с гласными. Слов состоящих из одних согласных звуков, не бывает.
Чтобы ребенок лучше усвоил, что такое согласный звук, предложите ему следующие упражнения.
• Вы вперемежку произнесите согласные и гласные звуки. Ребенок должен поднимать руку, когда слышит согласный звук.
• Ребенок по вашей просьбе произносит либо какой-нибудь со-гласный (любой, либо какой-нибудь гласный звук.
• Ребенок по вашей просьбе должен произносить то отдельный согласный звук, то два идущих подряд.
Составить схему слова - это значит определить количество слогов в слове, определить из каких звуков состоят слоги, закрасить квадратики, обозначающие звуки в нужные цвета.
Дети знакомятся с понятиями твердый согласный звук – обозначается синим цветом, а также мягкий согласный звук – обозначается – зеленым цветом.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими, и те и другие могут быть парными и непарными. Ребенок должен охарактеризовывать их следующим образом:
[п] - согласный, глухой парный, твердый парный.
[п'] - согласный, глухой парный, мягкий парный.
[б] - согласный, звонкий парный, твердый парный.
[б'] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
[ф] - согласный, глухой парный, твердый парный.
[ф'] - согласный, глухой парный, мягкий парный
[в] - согласный, звонкий парный, твердый парный.
[в'] - согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[т] - согласный, глухой парный, твердый парный.
[т'] - согласный, глухой парный, мягкий парный.
[д] - согласный, звонкий парный, твердый парный.
[д'] - согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[к] - согласный, глухой парный, твердый парный.
[к'] - согласный, глухой парный, мягкий парный.
[г] - согласный, звонкий парный, твердый парный.
[г'] - согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[с] - согласный, глухой парный, твердый парный.
[с'] - согласный, глухой парный, мягкий парный.
[з] - согласный, звонкий парный, твердый парный.
[з'] - согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[ш] - согласный, глухой парный, твердый непарный.
[Ж] - согласный, звонкий парный, твердый непарный.
[р] - согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[р'] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[л] - согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[л'] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[м] - согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[м'] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[н] - согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[н'] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[х] - согласный, глухой непарный, твердый парный.
[х'] - согласный, глухой непарный, мягкий парный.
[й] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[ц] - согласный, глухой не-парный, твердый непарный.
[ч] - согласный, глухой непарный, мягкий непарный.
[щ] - согласный, глухой непарный, мягкий непарный.
Запомните ч, щ, й – всегда мягкие, ж, ц, ш – всегда твердые.