Светлана Кабак
Взаимодействие педагога и семьи воспитанника по теме «Здоровый ребенок в здоровой семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Вопросам сохранения и укрепления здоровья граждан России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье». Фундамент здорового образа жизни человека, как известно, закладывается с самого раннего детства, ещё в дошкольном возрасте, а охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления детей.
Публикация «Взаимодействие педагога и семьи воспитанника по теме „Здоровый ребенок в здоровой семье“» размещена в разделах
Исходя из образовательных потребностей детей моей группы, а также имеющихся в ДОУ условий для решения задач по сохранению и обогащению здоровья детей, в своей работе стараюсь создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и гармоничного развития детей.
Многие родители озабочены такими проблемами, как:
нарушение опорно-двигательного аппарата; частые вирусные, простудные заболевания; функциональные нарушения органов зрения, снижение иммунитета; но не всегда приходит понимание того, что заболевания легче предупредить, чем лечить, что формирование привычки к здоровому образу жизни – должно стать приоритетной.
Именно поэтому на протяжении ряда лет целью моей работы является: объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.
Совместную работу с семьей строю на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье. В работе с родителями для меня главное профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится моя работа с родителями. В общении с родителями не позволяю себе категоричность, требовательный тон. Общаясь с родителями, чувствую ситуацию, настроение мамы или папы, нахожу индивидуальный подход. Создаю атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрирую заинтересованность разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, действую по принципу сотрудничество, а не наставничество.
В своей работе мною были поставлены следующие задачи:
- Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата
- Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада
- Оказывать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка
- Формировать у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей
Весь процесс взаимодействия семьи и дошкольного учреждения я строю на следующих принципах:
1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
2. Единое понимание педагогами и родителями целей и задач развития, воспитания и обучения детей.
3. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Проанализировав особенности семьи и семейного воспитания наших детей, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Обобщив информацию, я наметила направления работы, которые объединила в блоки:
-информационно – аналитический;
-наглядно - информационный;
- познавательно – досуговый.
Информационно-аналитический блок.
Моё сотрудничество с родителями начинается до поступления ребенка в ДОУ, со сбора первичных сведений о нем и его семье. Один из важнейших моментов взаимодействия семьи и детского сада связан с периодом адаптации. Успешность её протекания зависит от подготовки взрослых и ребенка. На этом этапе я использую такие формы как:
• Консультации «Как подготовить ребенка к поступлению в ясли», «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду»;
• Памятка для родителей «Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
• Анкета для родителей
• Родительские собрания по темам:
«Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению»
«Расти здоровым малыш»
• Папка-передвижка: «Адаптационный период»
Тесное сотрудничество с родителями позволило детям успешно пройти период адаптации.
Наглядно – информационный блок.
Наглядно– информационное направление включает в себя:
- информационные стенды: визитная карточка, режим дня, наши занятия, практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
- фотомонтажи: «Из жизни группы», эта форма работы является востребованной.
- папки-передвижки: «В здоровом теле – здоровый дух», «Детские болезни От А до Я», «Советы доктора Градусника», «Раз, два, три, четыре, пять я пошёл играть», «Вопрос-Ответ», «Неболейка», «Дети 2-х лет», «Необходимые советы для родителей»
Наглядно – информационное направление дает мне возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Все материалы эстетично оформлены, регулярно обновляются.
Познавательно –досуговый блок.
Познавательно - досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Традиционными стали:
семинары-практикумы:
- «Дыхательные упражнения и массаж в профилактике ОРВИ» (познакомила родителей с элементами массажа, который используется для профилактики простудных заболеваний).
- «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» (познакомила с упражнениями «Ёжики», способствующие улучшению памяти, умственных способностей ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительных систем, развивают координацию движений).
На родительское собрание, в форме круглого стола «Растим вместе здорового ребенка» пригласила медицинскую сестру, которая ответила на интересующие родителей вопросы, познакомила с приемами закаливающих процедур.
мастер-класс:
«Изготовление спортивного оборудования из бросового материала», который предназначен для массажа стоп, профилактики плоскостопия.
В связи с тем, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в своей группе приглашаю родителей на открытые физкультурные занятия, утренние гимнастики, прогулки.
Формы организации общения призваны установить теплые, неформальные отношения между педагогами и детьми.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Итогом нашей совместной работы в конце учебного года был проведен спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», с привлечением семей воспитанников.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
• родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы;
• повышен уровень педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни;
• сформировано стремление каждой семьи поддерживать здоровый образ жизни;
• родители стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя;
• снизился уровень заболеваемости детей;
• взаимоотношения педагогов с родителями стали более доверительными.
Многие родители стали активно заниматься закаливанием детей в домашних условиях, более осознано относиться к профилактическим мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственного психологического климата.
Несмотря на ранний возраст своих детей, некоторые семьи принимают участие в городских спортивных соревнованиях и занимают призовые места.
Только когда здоровье ребенка будет общей задачей ДОУ и родителей, дети будут физически развиваться. Ведь здоровые и счастливые дети – это наше будущее.
Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Неслучайно говорят «В здоровом теле – здоровый дух».
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.