Ирина Черепанова
Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированное взаимодействие :
1)Обеспечивает-развитие личности,поддержку её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
2)Предоставляет-свободу способов самореализации личности.
3)Открывает путь самостоятельного творческого поиска.
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми. К большому сожалению, практическая педагогика ещё продолжает ориентироваться на подготовку ребёнка к школе, основной целью остаётся создание определённого объёма знаний, умений и навыков, противоречащее развитию индивидуальности и приводящее к выравниванию возможностей детей. Ориентация на «среднего» ребёнка ведёт к тому, что развитие детей с высоким интеллектом искусственно тормозится и они лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. Дети же с более низким уровнем развития вынуждены переживать неуспех, что негативно сказывается на их эмоциональном благополучии. Всё это приводит к появлению таких нежелательных черт личности, как неоправданная самоуверенность, агрессивность, тревожность, неуверенность, излишняя застенчивость и т. д
Публикация «Консультация для воспитателей „Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Выделим аспекты решения личностно-ориентированного подхода :
--создание развивающей среды;
--необходимость распознания индивидуальных особенностей ребёнка,
--акцент на его потребности, склонности, способности, интересы, темп развития и др.
1. Организация предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребёнку. Среда - одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Предметно-развивающая среда должна организовываться по принципам комплексирования, свободного зонирования и подвижности. Чтобы обеспечить психологическую защищённость, развитие индивидуальности ребёнка, нужно учитывать основное условие построение среды—личностно-ориентированную модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребёнка и перспектив его развития. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в групповой комнате производится согласно с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. При проектировании предметно-пространственной среды в группе я исходила из учё та следующих факторов:
- индивидуальных социально-психологических особенностей ребёнка;Дети дошкольного возраста стремятся участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени у них возникает потребность в уединении. Для обеспечения баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе создаются зоны для разных видов детской активности. Для отдыха и индивидуальной деятельности детей в группе, спальне организуются «тихие уголки» с мягкой мебелью, в которых ребёнок может побыть один, рассмотреть любимую книгу или порисовать.
-своеобразие его эмоционально-личностного развития;Этот фактор требует организации своеобразных «зон приватности» – специальных мест, где ребёнок хранит своё личное имущество : любимую игрушку, украшение, подарки от друзей. Большое значение придаётся организации экспозиции фотографий детей и членов их семей, личных альбомов.
-индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;Предметно-пространственная среда должна обеспечивать право каждого ребёнка на любимое занятие. При зонировании помещений предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребё нка оборудуются специальные помещения: физкультурно-тренажёрные залы, зимние сады, мастерские, музыкальный зал.
-возрастных и полоролевых особенностей;
Учёт возрастных особенностей ребёнка требует при проектировании среды предусматривать возрастную принадлежность оборудования и материалов. Учёт гендерных особенностей позволяет более чётко акцентировать внимание на различиях и сходстве в социальном поведении мужчин и женщин, на чертах, стереотипах, ролях, считающихся типичными для них. В группе выделяются специальные места для игр мальчиков и девочек.
Таким образом, проектирование предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребёнку, предполагает соблюдение следующих принципов:
-обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;
-организация «зон приватности»;
-предоставление права и свободы выбора;
-условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
-полифункциональное использование помещений и оборудования;
-возрастной и полоролевой принадлежности оборудования и материалов.
В разных видах деятельности ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ подход имеет свою специфику
2. Основной элемент образовательного процесса – это занятие. Планируя занятия с точки зрения личностно-ориентированного взаимодействия следует придерживаться следующих профессиональных позиций:
--ОПОРА НА СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ;
--ЗНАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ;
--РОЛЬ РАВНОПРАВНЫХ ПАРТНЁРОВ;
3. Организационно-управленческие основы индивидуального подхода к ребё нку в ДОУ состоят в следующем:
-сочетании стратегического планирования реализации образовательной программы и тактических приёмов гибкого отбора содержания, форм, средств и методов в каждой конкретной ситуации;
-доминировании подгрупповых форм взаимодействия педагога с детьми;
-формирование состава подгрупп;
-наличие диагностических, организационных и дидактических процедур;
-использование новых механизмов координации деятельности работников ДОУ на основе разнообразных приёмов взаимодействия с детьми, гибкого графика работы сотрудников.
4. Рассмотрим, как осуществляется индивидуальный подход к ребёнку на примере физкультурно-оздоровительной работы. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-ориентированного взаимодействия и основной задачей системы образования в целом. В нашем ДОУ, направление работы по сохранению и укреплению здоровья детей является первоочередным. Основой данного направления является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовки детей. В этих целях на каждого ребёнка составляется индивидуальная карта здоровья. На основе карт здоровья, по каждой возрастной группе составляется сводная схема-анализ (для своевременного выявления причины заболеваемости и её устранения, планирования ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ работы).Индивидуальный подход предусматривает использование гибкого режима дня в соответствии с временем года, возрастом детей, состоянием их здоровья и интересами. При этом все режимные моменты могут варьироваться, сохраняя общую продолжительность основных частей режима дня: бодрствования, сна, прогулки. В ДОУ разработана и используется дифференцированная система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также их изменения в соответсвие с временем года, возрастом, индивидуальными особенностями состояния здоровья каждого ребёнка.
В процессе физкультурных занятий проводится систематический индивидуальный медико-педагогический контроль, включающий разнообразные формы наблюдений и хронометраж деятельности детей. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми в определённый период пребывания их в ДОУ и повторной медицинской диагностики, даются новые рекомендации по проведению следующего этапа работы. Также, нами была разработана «Модель оздоровительной работы», которая успешно применяется уже несколько лет. Все компоненты оздоровительной модели построены на основе инд. особенностей детей.
5. ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ. Общаясь ребёнок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. чтобы научить ребёнка общаться необходимо знать его внутренний мир, интересы и склонности а так жена сколько развиты речевые способности. (т. е. изучить индивидуальные особенности ребёнка). Планируя серию специальных занятий я преследую следующие цели: - развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, -формирование умения определять своё эмоциональное состояние и отношение к событиям и людям,-формирование уважительных отношений внутри детского коллектива,-формирование умения преодолевать замкнутость, стеснительность и агрессивность,-формирование адекватного восприятия действительности, других и себя.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ НАПОМНИТЬ, ЧТО ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ, СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ БУДУТ УСПЕШНЫМИ, ЕСЛИ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ БУДУТ УЧИТЫВАТЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
---ПОДДЕРЖИВАЙТЕ КАЖДЫЙ, ДАЖЕ САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ УСПЕХ РЕБЁНКА,
--ХВАЛИТЕ ЗА КОНКРЕТНОЕ ДЕЛО ИЛИ ПОСТУПОК.
--ХВАЛИТЕ ПУБЛИЧНО, А КРИТИКУЙТЕ БЕЗ ПОСТОРОННИХ ЛИЦ
--ПОМНИТЕ, ЧТО ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА-- ВРАГ ИНТЕРЕСА И ТВОТЧЕСТВА
--ВОСПИТЫВАЙТЕ ВЕРУ РЕБЁНКА В СВОИ СИЛЫ, ВЫСКАЗЫВАЯ УСПЕХ ОЦЕНКУ, НАПРИМЕР: "я ЗНАЮ У ТЕБЯ ВЁ ПОЛУЧИТСЯ!", «МОЛОДЕЦ! КАК У ТЕБЯ ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ!»,
--ВЕРЬТЕ В РЕБЁНКА.