Татьяна Графова
Консультация для педагогов «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста»
Приоритетным направлением работы психологической службы в ДОУ является оказание помощи и поддержки родителям растить психологически здорового ребенка. Психологически здоровый ребенок - это прежде всего: жизнерадостный и активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий, социально - адаптированный ребенок. Психологически здоровые дети отличаются быстрой адаптацией к дошкольному учреждению и низким уровнем тревожности, адекватной самооценкой, эмоционально – волевыми качествами и произвольностью поведения, хорошими коммуникативными, познавательными, интеллектуальными, и творческими способностями, что позволяет обеспечить дальнейшую благополучную социализацию, правильное развитие и успешное обучение в школе. Психологическое здоровье является необходимым условием сохранения физического здоровья и полноценного функционирования, и развития личности ребенка в процессе его жизнедеятельности. В психологическое здоровье необходимо рассматривать и с точки зрения духовного богатства развития личности, т. е. ориентироваться на абсолютные духовные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психическом здоровье. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически все российские дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов влияющих на российское детство: - фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной - быстрота изменений социальной ситуации развития человека - возрастающий информационный поток - кризисность современного российского детства - социальная депривация, т. е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития и социализации детей. Соответственно, целью практической работы с детьми должно стать ]психологическое здоровье, т. е. психологические аспекты психического здоровья, позволяющие выделить психологические проблемы детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Актуальность и целесообразность данной работы обеспечили запросы родителей на психологическое сопровождение детей младшего и среднего дошкольного возраста, на сохранение и укрепление их психологического здоровья. Причиной обращения родителей за психологической поддержкой явилась наличие факторов риска нарушения психологического здоровья детей:
1. Фактор среды. Под ним понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. 1.1. Наиболее значимым фактором нормального развития личности ребенка является общение с матерью. Как дефицит общения ребенка с матерью, так и переизбыток общения, приводящий к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка может привести к различного рода нарушениям его психологического здоровья. Перевозбуждение и сверхстимуляция ребенка могут наблюдаться в случае материнской гиперопеки. 1.2. Чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. е. структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка. Здесь ребенок то получает много тепла и внимания, заботы, то долгое время остается в одиночестве. 1.3. Формальное общение, т. е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к тревожной привязанности и недоверию к окружающему миру.
1.4. Излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. 1.5. Редкая возможность присутствия отца рядом с ребенком и поэтому отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка. 1.6. Взаимодействие по типу «Ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. 1.7. Отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. 1.8 Неоднозначное влияние родительского программирования. С одной стороны, через родительское программирование происходит усвоение нравственной культуры – предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их сигналы. Формируется «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае – за счет проживания не своей жизни. 1.9. Посещение ребенком детского сада, встреча с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Проблемы адаптации к детскому саду. 1.10. Появление серьезного внутреннего конфликта в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностей ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
2. Внутриличностные факторы риска. 2.1. Пониженная устойчивость к стрессу. Свойства «трудного» темперамента: неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность, все это приводит к риску расстройств поведения. 2.2. Недостаток развития стрессоизменчивости (способности к положительным самоизменениям в ситуациях стресса, как ведущей тенденции становления психологического здоровья, в состоянии фрустрации (не совпадение желаний и возможностей, конфликта и кризиса.
Опираясь на факторы риска, определим основные педагогические условия становления психологического здоровья детей: - наличие некоторого психологического напряжения, побуждающего к действию, и трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых; - наличие положительного фона настроения, для которого характерна способность быть счастливым и оптимизм; - фиксация на прогрессе ребенка с анализом причин этого прогресса.
Психологическое здоровье можно представить как систему, включающую 3 компонента: 1) аксиологический компонент представлен ценностями собственного «я» человека и ценностями «я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей. 2) инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией, как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность открытого проявления чувств, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих. 3) потребностно – мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.
Основываясь на компонентах психологического здоровья определим [задачи программы психологической поддержки детей: - обучение положительному самоотношению и принятию других людей; - обучение рефлексивным умениям; - формирование потребности в саморазвитии.
Уровни определения психологического здоровья: I. К высшему уровню – креативному – относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности, наличием созидательной позиции. II. К среднему уровню – адаптивному – относятся дети, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. III. К низшему уровню – дезадаптивному (ассимилятивно – аккомодативный) – относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта, либо ассимилятивные (приспосабливаемость к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям, либо аккомодативные (подчинение окружающих своим потребностям) средства.
Для определения уровня психологического здоровья можно использовать комплекс методик: - Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (А. И. Баркон) - Методика диагностики тревожности, включая наблюдение (методика Сирса) - Заполнение карты психологического здоровья, как итог результатов освоения программы.
Организация проведения занятий
Основная форма проведения занятий – игровая, т. к. основной вид деятельности дошкольников – игра.
В процессе групповой и индивидуальной работы используются приемы, содержание, которых отвечает развивающим и коррекционным задачам программы: ролевые игры (ролевая гимнастика, психодрама, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры и задания, направленные на развитие произвольности, игры, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки», задания с использованием терапевтических метафор, эмоционально – символические методы (групповое обсуждение, релаксационные методы (нервно – мышечная релаксация Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально – кинестетические техники)