Стрижнева Анастасия
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы мероприятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению дошкольников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания дошкольников в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В детском саду особое место занимают такие формы занятий (мероприятий, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность детей. Это можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения и воспитания.
Нестандартные занятия (мероприятия) - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и тогда группа становится творческим коллективом.
Публикация «Консультация для педагогов „Нетрадиционные формы мероприятий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель этих занятий предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать, т. к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности.
В современных условиях бурного развития дошкольного воспитания, каждый педагог должен работать творчески. Это значит, проводить занятия разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы педагога в том, что необходимо быть специалистом в разных областях.
Занятия включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Задачи:
• повышать уровень развития ребенка
• формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
• при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы по некоторым видам:
- Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.
- На таком занятии должно быть использовано многообразие видов деятельности обучающихся. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
- Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.
- Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.
Занятие в нетрадиционной форме помогают творческие принципы:
- Принцип индивидуального подхода к учащимся. Требует построения занятия с учетом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей.
- Принцип связи теории с практикой. Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.
- Принцип сознательности и активности деятельности. Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами.
- Принцип избирательности. Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к занятиям.
- Принцип связи теории с практикой. Предполагает раскрытие детям роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.
- Принцип добровольности участия в деятельности. Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям.
- Принцип занимательности. Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения:
Руководствуясь такими принципами, педагог задает общее направление педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения: отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в его проведении, максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие функции общения на занятии как условие обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения, «скрытая» дифференциация учащихся по возможностям, интересам, способностям и склонностям, использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.
Виды занятий в нетрадиционной форме:
• ОД-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.)
• ОД-КВН (предполагают, разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
• Театрализованные ОД (разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию).
• ОД-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
• ОД- консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
• ОД- взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
• ОД- аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
• ОД- сомнение (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
• ОД-квесты.
• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
• ОД- фантазии.
• ОД- концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
• ОД- диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• ОД типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
• ОД игра «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» но для читающих детей).
• ОД «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда).
Нетрадиционные формы итоговых занятий могут сочетаться с кружковой работой. Могут обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Популярностью пользуются ОД сказкотерапия - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.
Какую бы форму итоговой деятельности вы не выбрали Важно помнить!
В процессе общения на образовательной деятельности должно быть не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.
В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.