Анисимова Ольга Александровна
Консультация для педагогов «Педагогическая технология «Клубный час»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическая технология „Клубный час“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Педагогическая технология «Клубный час» - это технология успешной социализации дошкольников. Данную технологию социализации ребенка в ДОУ разработали сотрудники Института социологии РАН (в частности, старший научный сотрудник Наталья Петровна Гришаева).
«Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила. В процессе него дети включаются в различные виды деятельности, которые организуют педагоги ДОУ. Причём, чем заняться, дети выбирают сами. По звонку колокольчика дошкольники возвращаются в группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Задачи Клубного часа:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• учить планировать свои действия и оценивать их результаты;
• воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• формировать умение вежливо выражать просьбу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, самостоятельно находить для этого речевые средства;
• учить решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки осознанно делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями;
• помогать приобретать жизненный опыт, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции;
• учить ориентироваться в пространстве, пользоваться план-схемой;
• формировать навыки ЗОЖ.
Типы Клубного часа
«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
«Тематические» - которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
«Деятельностный» - когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.
«Творческий» - дети сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
Клубный час может проводиться 1-2 раз в месяц в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам во второй половине дня.
Предварительная работа Клубного часа
Чтобы организовать клубный час, необходимо провести предварительную работу.
Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К. Ч. на полугодие.
2. Определяют периодичность и длительность клубного часа. Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.
3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»
4. Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.
5. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.
Правила поведения детей во время «Клубного часа»:
• Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
• Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
• Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ
• Говори спокойно.
• Ходи спокойно.
• Возвращайся в группу по сигналу звонка.
• Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Воспитатель вместе с дошкольниками изготавливает специальные сумочки. В них дети складывают жетоны и блокноты для записей. Жетоны, лежащие в сумочке у каждого ребёнка, являются расчётным материалом. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них жетоны: когда ребенок первый раз нарушил правила – один жетон, второй раз – второй жетон и лишают ребёнка участия в следующем клубном часе, третий раз – третий жетон и лишают ребёнка участия в двух последующих клубных часах.
Проведение клубного часа
В клубном часе участвуют дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Во вступительной части воспитатель раздаёт планы-схемы с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками.
По сигналу колокольчика дети выходят из группы, свободно передвигаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, отмеченные условным изображением, где для них организована образовательная деятельность.
Каждый ребёнок посещает те места, которые захочет, с учётом отведенного времени. В разных помещениях ДОУ организованы различные виды деятельности. Дошкольники сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем.
Так, например, в старшей группе можно сделать коллективную работу по аппликации «Корзина с весенними цветами». В средней младшей группе организовать образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, в ходе которой для дошкольников создается игровая ситуация «Прилетели бабочки».
Во время «Клубного часа» можно внедрять такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием будут играть с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки. Помогают воспитателю одевать малышей на прогулку.
Через час по повторному сигналу колокольчика они возвращаются обратно. После возвращения в группу дети садятся с воспитателем в круг на ковре и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали. Во время обсуждения звучит спокойная музыка. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и ждали своей очереди, чтобы поделиться впечатлениями. Особое внимание он обращает на то, как дети вели себя, нарушали ли правила. В заключение воспитатель приглашает дошкольников на следующий клубный час, чтобы узнать ещё что-то новое. Тема следующего клубного часа может определяться по желанию дошкольников.
После проведения «Клубного часа» педагоги обмениваются мнениями: что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей; как реагировали дети, когда к ним приходили гости; соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты; на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
- дети стали более открытыми и свободными в общении с детьми других возрастных групп и педагогами;
- осваивают нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;
- дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;
- дошкольники стали отзывчивее друг к другу;
- стеснительные дошкольники стали более активными и смелыми в общении, гиперактивные – уравновешенными и рассудительными;
- способны к саморегуляции своего поведения;
- способны осуществлять самооценку своих действий.
Таким образом, с помощью технологии «Клубный час» педагоги создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми.