Ирина Позднякова
Консультация «Сказкотерапия, как здоровьесберегающая педагогическая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия, как здоровьесберегающая педагогическая технология
Позднякова И. К., воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 131 «Ветерок»
«Здоровьесберегающие технологии» - это комплекс разных форм и видов деятельности, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены, как:
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; динамические паузы, ритмопластика и т. д.)
- Технологии обучения здорового образа жизни (самомассаж, точечный массаж, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, урок «Здоровья» и т. д.)
- Технологии коррекционные (психогимнастика, цветотерапия, арт-терапия, фонематическая ритмика, сказкотерапия)
Сказкотерапия включает в себя систему мер, которая обеспечивает сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития, и является одним из видов здоровьесберегающей педагогической технологии. Сказкотерапия помогает ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Принципом сказкотерапии является знакомство ребенка с его сильными сторонами самосознания, развитие умения слушать себя и других. Благодаря сказкотерапевтическим занятиям можно решать и такие задачи, как: развитие чувства взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, произвольного внимания расширение эпоционально - поведенческих реакций.
Преимущества использования метода сказкотерапии, по мнению специалистов, заключается в следующем: её следует рассматривать как здоровьесберегающий элемент. Разноплановые мероприятия с его использованием позволяют решить многочисленные воспитательно – образовательные задачи ДОУ. Cкорректировать возникающие проблемы, ситуации связанные не только с психологическим здоровьем и неадекватными психоэмоциональными проявлениями и наклонностями ребенка, но и с физическим его развитием. Именно в психофизиологическую основу развития ребенка безболезненно ложится сказка, и оставляет впечатления на всю жизнь. Она служит раскрытием его многогранной уникальной личности, обогащением внутреннего мира, обеспечивая его духовно – нравственное становление.
Новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Использования в образовательном процессе метода сказкотерапии, например, через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировoззренческих позициях. Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Между ними возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает внутренние самоограничения.
Важную роль в деятельности я отвожу индивидуальному подходу к каждому ребенку, с учетом интересов и потребностей для формирования развития его воображения, творческого потенциала, формирования нравственных качеств личности.
Сказкотерапия – это игра с эмоциональными проявлениями ребенка, через его чуткий внутренний мир, это избавление личности от внутренних психологических барьеров. Как говорилось выше, основная миссия сказкотерапии в системе здоровьесбережения дошкольника заключается не только в его терапевтическом назначении, но и в физическом.
Основное правило проведения сказкотерапии - это создание положительной психологической атмосферы занятий и добровольное участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Здесь я использую разные способы включения детей в сказкотерапию. В одном случае использую образный текст- частушки, небылицы, стихи; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о любимых сказочных героях. Также применяю игру лото со сказочными героями («Колобок», «Лиса и Заяц», «Маша и Медведь» и т. д.) и пазлы со сказками и иллюстрациями к стихам («Три поросёнка», стихотворение «Наша Таня громко плачет»). Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. Исходя из практики можно сделать вывод, что, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у ребят возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей начинать проводить сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение. При этом нужно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. Так на пример я использую любимую песенку детей, при этом мы все стоим, образовав круг и держась за руки. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
Большое внимание в работе я также уделяю двигательной активности детей. Усталость после многократного выполнения психогимнастичстических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. При рассказывании сказки я предлагаю детям, фантазирование по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки. В играх, желательно поощрять самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. По окончанию сказкотерапии провожу обсуждение, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно, какие эмоции ребята испытывали во время сказкотерапии. Если ребенок затрудняется формулировать связное сообщение по памяти, нужно помочь ему посредством наводящих вопросов.
Между сеансами сказкотерапии я обращаю внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам стараюсь распределить роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Катя, добрый молодец-защитник, богатырь Добрыня, добрый и отважный зайка). Детям, склонным к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии предложить в этюдах изобразить отрицательные черты характера, можно составить истории о таких персонажах (Принцесса Каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Антошка). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Обращаясь к сказкотерапии, на занятиях я использую различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности. Занятия провожу во второй половине дня, когда у детей свободная игровая деятельность. Длительность занятия не более 15-20 минут в среднем возрасте. Сказкотерапия – это не занятие по развитию речи или математике, а это свободная деятельность, позволяющая детям раскрепоститься, открыться эмоционально и начать фантазировать. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
В процессе реализации метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии можно выделить следующие возможности работы со сказкой :
- Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации можно обсудить.
- Рисование по мотивам сказки. В дальнейшем возможен анализ полученного в рисунке графического материала, заметно проявляются свободные ассоциации,
- Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребенка, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».
- Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия, как элемент здоровьесберегающей технологии - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с детьми дошкольниками, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами, которых он столкнется в своей взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировоззрение и мировосприятие. Расширить способы взаимодействия с миром и другими людьми. Очень важно то, что сказкотерапия сохраняется в опыте дошкольника и, даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.