Валентина Салопова
Консультация для педагогов «Технология игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология относится к педагогическим технологиям на основе личностно – ориентированного подхода. Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Публикация «Консультация для педагогов „Технология игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игровые технологии (Пидкасистый П. И., Эльконин Д. Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Игровая деятельность будет направлена на развитие только при использовании технологии гибкой, индивидуально – ориентированной, направленной на гарантированный результат.
Основные принципы игровых технологий :
- природо – и культуросообразность;
- умение моделировать, драматизировать;
- свобода деятельности;
- эмоциональная приподнятость;
- равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны :
- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН на практике, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, фантазии, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие мотивации учебной деятельности;
-социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению, психотерапия, саморегуляция, стрессовый контроль.
Концептуальные основы игровых технологий :
- игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок;
- игра – форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего личности;
- игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов»;
- психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;
- определяющим фактором в работе педагогов является позиция, что игра должна не разъединять, а объединять «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая тем самым создание условий для психического развития и подготовки ребенка к будущей жизни.
- способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности;
- содержание детских игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми;
- в возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий :
• Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в педагогический процесс.
• Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
• Игровые технологии помогают в построении образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например: «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Наши домашние питомцы», «Времена года» и т. д. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые технологии, направленные на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы. К примеру, игра «Найди ошибку», где детям предлагаются картинки со специально допущенными ошибками, игровая ситуация на внимание «Найди такой же», в которой ребенку предлагается выбрать из 4-6 предметов «такой же», как предлагается по образцу.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин», «Запомни узор», «Собери, как было» и другие.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия. При этом хорошо использовать игру «Волшебный мешочек». Дети на ощупь определяют предметы, находящиеся в нем, описывают их. При знакомстве с геометрическими фигурами «куб» и «шар» детям предлагается прокатить их через ворота. В ходе игры делают выводы, что кубу мешают катиться углы, которых нет у шара.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка: наглядно – действенному, наглядно – образному и логическому. Наглядно – действенное – это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление – когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образное представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. В процессе обучения у ребенка формируется умение рассуждать, находить причинно – следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок) ребята получают опыт, который позволит им играть затем в игры – придумки, игры – фантазии.
ВЫВОД: Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии помогают в построении образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Наши домашние питомцы», «Времена года» и т. д. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).
При таком подходе, используя игровые технологии, интегрирование, повторяя образовательное содержание можно добиться от детей лучшего осмысления и освоения знаний, полученных в ходе образовательного процесса.