Надежда Короткова
Квест как новая педагогическая технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время образовательная система ДОУ обогащается современными технологиями, формами, методами и приемами взаимодействия с дошкольниками, целью которых является активизация воспитанников и включение родителей в образовательную среду. Интерактивная форма обучения является наиболее востребованной, именно с ней можно реализовать совместную деятельность всех участников образовательной среды, помогая развиваться творческим способностям, воплощать уже имеющиеся знания и навыки на практике. К интерактивным формам можно отнести:
- интерактивная игра;
- мастер-класс;
-экспериментирование и опыты;
-проектная деятельность и др.
Публикация «Квест как новая педагогическая технология в ДОУ» размещена в разделах
Такие формы можно использовать по отдельности, так и в сочетании между собой, варьируя в зависимости от вида деятельности с воспитанниками и их родителями. Такое сочетание форм можно найти в образовательном квесте, который сейчас весьма популярен у всех возрастных категорий. Но в детском саду тоже можно использовать данную технологию.
Если обратиться к специализированному словарю, то слово квест означает поиск каких-либо предметов. То есть приключения героев к какой-то цели, преодоление трудностей и преград [3].
В учебном пособии Полат Е. С. говорится, что квест в образовании - это специально организованная деятельность исследовательского характера, где воспитанники ищут информацию по определенным параметрам[2].
Получается образовательный квест является проблемой, которую педагог ставит перед детьми, в которой реализуются образовательные задачи. Квест - это игра для дошкольников и их родителей, в которой необходимо решение самых различных задач, для того, чтобы дойти до определенного результата и цели. Задачи квеста могут включать в себя:
-творчество;
-активность;
-интеллектуальность и другое.
Квест можно проводить в закрытом помещение (группа, музыкальный зал и т. д, а так же можно на открытом пространстве (площадка, парк и др) или медиаквест (использование мультимедиа оборудования).
В результате проведения какой-либо педагогической технологии предполагается усвоение определенных знаний, умений и навыков. Сокол И. Н. считает, что квест является технологией, в которой существуют следующие параметры:
- цель и задачи;
- замысел;
- педагог-руководитель;
- правила [2].
В квест-технологиях есть следующие параметры:
- образовательная задача реализуется через игру (через поиск);
- включение новейшего технического оборудования в обучении помогает дошкольнику проще самовыражаться;
- мотивация эмоционального и интеллектуального фона ребенка[1].
Образовательный процесс можно организовать в игровой форме, используя разный характер деятельности (познавательный или творческий). Педагог является наставником, который определяет цель такой игры, составляет сюжет, дает оценку процессу и конечному продукту, организовывает деятельность.
Используя в игре разные задания, можно решить не только познавательные и творческие проблемы, но и превратить квест в необычный продукт. В квест можно включить следующие задания:
- головоломки и загадки;
- препятствия в определенной тематике;
- хужожественно-творческие задания;
- экспериментирование и опыты и др. [5]
Образовательные квесты бывают следующих видов:
- линейный (решение поставленной задачи по цепочке);
- штурмовой (решение поставленной задачи при помощи полученных подсказок, но выбор конечного результата делают участники сами);
- кольцевой (схож с линейным, но команды начинают свой путь с разных направлений и идут по своей дороге к финишу).
Проанализировав литературу о педагогических квестах, можно сказать, что реализовать образовательную задачу в такой технологии возможно в условиях ДОУ, учитывая возрастные особенности дошкольников. Но лучше всего участие старших и подготовительных групп, так как у детей имеется определенный запас знаний, умений и навыков.
Мною был разработан проект «Решебник для эко-проблем», в котором проводилась экологическая квест-игра «В поисках неизвестного». Участниками могут стать дети 5-7 лет, а также их родители. Действия происходят в волшебной лаборатории, в которой дошкольники- это великие ученые, а родители превращаются в детей, решающих поставленную проблему. Цель квеста : найти подсказки-предметы и с их помощью провести ряд опытов, под руководством ученых, которые расскажут о потерянной Красной книге лесовика. После найденного ответа, участники придумывают правила, которые помогут всем живым существам не попадать в Красную книгу.
Образовательная деятельность в форме квеста соответствует концепции, заданной во ФГОС ДО. И является замечательной возможностью для воспитателя и дошкольника интересно и необычно создать условия жизни в ДОУ. Квест имеет безграничные возможности, оказывая помощь воспитателю, давая возможности сделать оригинальным воспитание и обучение.
Список литературы:
1. Малыгина А. В. Учебно-методическое пособие ««Живые квесты на уроках географии» https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii. Код доступа 12.03.2017
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001.
3. Словари ABBYY Lingvo (En-Ru) https://www.lingvolive.com/ru-ru Код доступа 10.03.2017
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Код доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf Код доступа 20.02.2017.
5. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.