Татьяна Кистанкина
Консультация для педагогов «Ознакомление с художественной литературой вне занятий»
Консультация по ознакомлению с художественной литературой вне занятий.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление с художественной литературой вне занятий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:
- выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой;
- воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.
- всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
В методике по приобщению с художественной литературой один из авторов выделяет временные рамки чтения художественной литературы в день :
малышам 3 – 4 лет не следует читать больше 10–15 мин,
детям в возрасте 5 – 6 лет – не больше 25 мин,
детям 6 – 7 лет – 30 – 35 мин.
При ознакомлении детей с художественной литературой вне занятий мы выделили четыре формы работы:
Режимные моменты
Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца».
Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает
потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был.
Во время умывания воспитатель читает стихи: «Водичка-водичка, умой мое личико».
Инсценирование.
При знакомстве с новой сказкой, рассказом или повторением с уже знакомым произведением, закреплением этого может стать инсценировка в самостоятельной деятельности детей, главное чтобы для этого была подготовлена среда. Так, например, по теме недели «Дикие животные», мы с детьми вспомнили многие сказки, в которых присутствуют животные и некоторые из них дети инсценировали самостоятельно.
Досуги
Литературному развитию детей способствуют литературные гостиные посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей).
Выставки
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы как организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках.
Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «Неделей книги», с литературным утренником. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.
Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению.
Книжные уголки:
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в спокойной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.
В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее как игрушку.
В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т. д.).
В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами по уходу за книгой. Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
В старшей группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8–10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят белорусские и русские народные сказки, сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.
Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.