Петюх Ирина
Консультация для педагогов «Обучение игре на флейте: Истории о Флейте»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение игре на флейте : ИСТОРИИ о ФЛЕЙТЕ
С чего начать?
Чаще всего обучение игре на музыкальном инструменте мы представляем, как тяжёлый труд. Говорим, что инструментом надо «овладеть», «вооружаемся» терпением, «давим» на ребёнка, подсовывая ему тот или инструмент, который нам нравится или удобен в силу тех или иных причин (дома есть пианино, не простаивать же инструменту). Всё так, но почему-то забыли убрать слово «игра». Обучение ИГРЕ на фортепиано. Обучение ИГРЕ на скрипке. ИГРА! А игра - это удовольствие, радость, счастье, азарт, общение.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение игре на флейте: Истории о Флейте“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Давайте дадим детям в руки настоящие музыкальные инструменты. Пусть они в них «поиграют» - как играют в куклы, в машинки, в солдатиков. Пусть у них будет возможность познакомиться с ударными, струнными духовыми инструментами, проникнуть слухом в глубь звука, переживая и постигая невидимое.
Постепенно ребёнок выберет тот звук, который более других волнует его, совпадая со «струнами» его души. Тогда инструмент, рождающий этот звук, станет его другом и помощником, даст ребёнку возможность выразить себя.
В оркестре, как в жизни, есть все характеры: меланхоличные виолончели, нервные, экзальтированные скрипки, задушевные альты, насмешники кларнеты, ворчуны фаготы, небесные арфы и флейты, ангельские тромбоны. Роялю (как заметил в своём фильме великий Ф. Феллини) надо поклоняться, он не ходит за тобой. Зато скрипку или гитару можно обнять, прижаться к ней и всё ей рассказать. Ударные лучше всего выражают радость, выводят из уныния.
Но с чего начать?
Появившись на свет, ребёнок начинает дышать. Флейта - инструмент, продолжающий дыхание. Она позволяет озвучить беззвучное- «заговорить» своим дыханием.
Маленькая, нежная блокфлейта существовала не одно тысячелетие. Лишь в 18 веке она была вытеснена более звучной поперечной флейтой, сделанной из металла с добавлением серебра. Сейчас интерес к блокфлейте возрос во всём мире. Сравнительная лёгкость «овладения» этим бесхитростным инструментом, тихое, естественное, ненавязчивое звучание делают его идеальным для первоначального музицирования. На этом крошечном инструменте
можно также достичь больших высот в выразительности и виртуозности. Он может участвовать в составе симфонического оркестра, как было во времена И. С Баха. Чтобы приблизиться к совершенству, надо много упражняться, но сыграть свою любимую мелодию на блокфлейте может каждый. Делать первые шаги на этом пути вовсе не трудно, главное - получайте удовольствие от каждой проигранной мелодии!
Прежде чем взять в руки флейту.
Легенда о флейте Пана
У древних греков был такой бог - Пан, считавшийся защитником пастухов и домашнего скота. Вид у него был ужасный: получеловек - полукозёл, с мохнатыми ногами, с козлиной бородой и рогами. Своим видом Пан вселял в людей «панический» страх и «панику». Однажды Пан встретил и с первого взгляда полюбил прекрасную нимфу Сиринкс, но она так испугалась козлоногого бога, что убежала от него. Вскоре путь ей преградила река, и Сиринкс попросила речного бога спрятать его от Пана. Речной бог превратил нимфу в прибрежный тростник. Огорчённый Пан сделал из этого тростника многоствольную флейту и назвал её «сиринкс». Её также называют флейтой Пана. Звук этой флейты - печальный, будто Пан вспоминает прекрасную нимфу.
Пальчиковые игры.
Нужно соединить пальцы обеих рук подушечками друг с другом. Это братья, они спят. Время от времени какая-нибудь пара просыпается (пальцы разъединяются) и ведё т между собой разговор: «Что случилось? Что за шум?»
Потом можно будить сразу по две пары пальцев.
При помощи пальцев можно разыгрывать такие сценки: два брата встречаются и здороваются, играют, борются, дразнятся, дерутся, мирятся, целуются, поют песни (отбивают ритм) и т. д.
Есть ещё игра в «дразнилки» : учитель делает пальцами какое-либо движение (желательно такое, которое потом пригодится при освоении флейты, а дети повторяют за ним. Дети могут и сами придумывать пальцевые движения - например, как сыплется горох, как скачет лошадка (это надо делать на столе или прямо на флейте, как цокают копытца (щёлкают пальцами).
НАЧИНАЕМ!
Что внутри?
А что если посмотреть внутрь флейты с другой неигровой стороны? И при этом повернуть её дырочками в сторону окна? Похоже на таинственный замок с окнами, в которые струится свет, с длинным-длинным коридором, по которому только что прошла принцесса.
Теперь медленно вращаем флейту, не отрывая глаз. В замке наступает вечер, постепенно темнеет, опускается ночь. Но вот свет опять начинает пробиваться в окна. Наступил день!
Теперь попробуем так: закроем все дырочки. Значит, там темно. Поднесём флейту к губам и попробуем очень слабо дуть - ведь там все спят, не надо их будить. Звук получается низким, тёмным, сонным. Откроем постепенно все окошечки по одному, начиная с нижнего: все жильцы по очереди поднимаются, звуки становятся всё выше и выше, пока не проснулся самый верхний жилец. В замке светло.
Сказки об уточке с утятами
Сначала надо сложить большой и указательный пальцы левой руки наподобие клювика уточки. Теперь можно вести любой разговор или даже исполнить знакомую песенку, как бы артикулируя этим клювиком. Детям очень нравится, например, такой разговор: «Как я сегодня устала, пора мне скорее лететь к своим утятам. А что это такое блестит в траве? Отнесу-ка я эту дудочку своим утятам!» Тут дети подносят правой рукой флейту, и левая рука берёт флейту своим клювиком точно в том месте, где находится верхняя дырочка для указательного пальца и нижняя для большого пальца. Уточка летит с флейтой в клюве, и она у неё покачивается на ветру (это чтобы пальцы не напрягались и в тоже время ощущали отверстия, так как часто дети не чувствуют под пальцем дырочку). Вот утка приносит флейту в гнездо и устраивает её поудобнее - так, чтобы утята не упали. Для прочности опираем флейту на подбородок и поддерживаем снизу правой рукой. Заметим, что мама - утка никогда не отпустит флейту, и пока дети играют, мама всё время стоит на страже.
Прилетел первый утёнок - средний палец левой руки - и стал прыгать на своей дырочке. Когда напрыгался, позвал свою младшую сестру - безымянный палец, и они стали прыгать вместе.
Потом они позвали своих соседей - близнецов - ставим сразу два пальца правой руки (звуки до, фа и фа диез на первых порах не берём, а затем пригласили сестричку соседей - безымянный палец правой руки.
Мизинчики ещё не играют, так как они слишком малы, и пока только смотрят на старших.
Дыхательные упражнения
1. Чтобы показать ровность дыхания, можно дуть на лист бумаги так, чтобы он, отклонившись от вас, держался ровно, как бы застыл в воздухе, и не вздрагивал от прерывистости или неровности вашего дыхания.
2. Чтобы показать силу дыхания, можно сделать так: попросить всех присутствующих закрыть глаза, а затем очень тихо обойти их, нежно дуя в лоб или щёку. Кто почувствует на себе лёгкое дыхание ветерка, тот просыпается.
3. Чтобы правильно сложить губы, надо посмотреть в отверстие для вдувания на флейте. Оно очень маленькое, и губы надо сложить так, чтобы образованная губами дырочка была такая же маленькая, как и дырочка во флейте. Поднести флейту к губам нужно так, будто вы хотите её поцеловать. Нельзя засовывать флейту в рот, она будет размокать и портиться.
4. Дуть во флейту надо нежно, чтобы не вырывался свист, как у соловья-разбойника, и чтобы соседи не затыкали уши, а наоборот, чтобы звук ласкал ухо. Если вы дуете слишком сильно, флейта от боли начинает кричать. Пожалейте её!
5. Чаще детей приходится сдерживать в силе выдувания воздуха, но бывают анемичные дети, которым надо усилить дыхание. Тогда полезно такое упражнение: мы будто надуваем воздушный шар, а потом он у нас сдувается, но очень постепенно, как бы сквозь маленькую дырочку.
6. Воздух надо уметь направить в отверстие. Если на это не обратить внимание, то воздух может попадать в щёки (при этом они надуваются). Или, если держать губы вялыми, то воздух может выходить мимо отверстия флейты.
Музыкальное знакомство
Все песенки-попевки предварительно разучиваются со словами, распеваются с движениями, проигрываются на металлофоне или ксилофоне, прошёптываются на «ту -ту».
Дети могут при этом держать флейту на подбородке, играя «понарошку», а учитель играет по-настоящему. Наконец и дети исполняют песню на флейте. Первый звук - си, но мы не говорим его названия. Это просто «звук мамы-утки».
Лучшее начало - проигрывание своих имён. Чтобы и флейта их запомнила!