Ирина Сергеевна Якимычева
Мастер-класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Уважаемые коллеги, добрый день! Я очень рада нашей встрече.
Для того чтобы, привлечь малышей к миру шахмат, сделать знакомство с игрой шахматных фигур поистине увлекательной и незабываемой, занятия должны проходить как увлекательная игра в непринужденной для детей обстановке, с множеством средств: демонстрационная доска, комплекты шахмат, рабочие тетради, печатные диаграммы для решения задач и этюдов. Игровые занятия можно сочетать с рисованием, лепкой, чтением стихов, обучению счету. Используется сказочно-игровой метод очеловечивания шахматных фигур. Увлекаясь этой игрой, ребенок получает мощный толчок развития, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Публикация «Мастер-класс „Обучение дошкольников игре в шахматы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2018
2 слайд. Сегодня я хочу познакомить вас с шахматными фигурами и пешками, правилами игры и дидактическими играми, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.
Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия.
3 слайд. Название игры произошло от персидских слов «шах мат» и переводится как смертьКороля: «Шах» (Король, «Мат» (умер).
4 слайд. Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре, таким образом, ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:
• Знакомство с шахматной доской.
• Знакомство с фигурами и пешками.
• Обучение правилам шахматной игры.
• Решение шахматных задач и этюдов.
• Игра в шахматы.
А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным, нам нужен путеводитель.
А путеводителем для нас станет шахматная доска.
5 слайд. Знакомство с шахматной доской.
Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска?
На доске одинаковые квадратные (поля) белого и черного цвета. Это белые и черные поля доски. На этой доске происходят все шахматные события. На доске идет игра. Два противника - партнера играют в шахматы. Можно играть вчетвером - два на два и т. д. Важно правильно положить доску так, чтобы угловое поле справа было белым.
6 слайд. Если внимательно посмотреть на доску, то можно увидеть дорожки – линии, по которым передвигаются шахматные фигуры. Эти линии - дорожки проходят по доске в разных направлениях
Слева - направо – горизонтали.
Снизу - вверх – вертикали. На горизонталях и вертикалях клеточки чередуются - белая, черная и т. д.
7 слайд. Наискосок – диагонали. На диагоналях поля одного цвета: или белые или черные. Диагонали из 8 клеточек (полей) называют большими.
Центр - Четыре клетки (поля) в середине доски называют - турнир.
Центр доски очень важен для шахматного сражения. Кто владеет центром, тот хозяин положения. Любая фигура, стоящая в центре сильней, чем фигура, которая ютится на краю доски, тем более, в углу.
8 слайд. Каждое поле имеет свое название.
• по горизонтали латинскими буквами от а до h;
• по вертикали цифрами от 1 до 8.
Для закрепления с детьми латинских букв можно выучить предложение:
А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, Е-го ф-амилия Ж-е а-ш.
На первом этапе обучения, который направлен на знакомство с шахматной доской, я использую следующие игры:
- «Собери доску»
- «Прогулка по шахматным улицам»
-«Подъем на лифте»
- «Ракеты на старте»
- «Раскрась шахматную доску»
- «Назови поле»
9 слайд. Знакомство с фигурами и пешками.
Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. В шахматной партии участвуют белые (светлые) и черные (темные) фигуры.
16 белых и 16 черных фигур (в шахматах пешка - тоже фигура)
Белые фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.
Черные фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.
10 слайд. Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят. Ставьте их на доску. Ладья, может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Если ладья берет чужую фигуру - она должна встать на ее место.
«Прыгать» через свои или чужие фигуры ладья не может.
11 слайд. Запомни: - Ладья: - влево - вправо или вверх - вниз по прямым линиям ходит ибьет.
12 слайд. Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей. Ставьте их на доску.
13 слайд. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы, легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
14 слайд. Меж коней заключены наши славные слоны. Ставьте их на доску.
15 слайд. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.
16 слайд. И ещё два поля есть, а на них король и ферзь.
17 слайд. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному. Ферзь самая сильная, самая подвижная фигура на шахматной доске. Он может ходить и как Ладья и как Слон, т. е. перемещается он по всем линиям шахматной доски: горизонталям, вертикалям, диагоналям вперед и назад.
Если Ферзь берет чужую фигуру, он встает на ее место (поле, где стояла фигура). В шахматах так бьют все фигуры от пешки до Короля - встают на место побитой фигуры.
Запомните: белый ферзь всегда стоит на белом поле, а черный ферзь на черном поле. Шахматисты говорят так: «Ферзь любит свой цвет».Ставьте его на доску.
Король – Его Величество, самый высокий и самый заметный. На шахматной доске он похож на человечка с короной в виде пики или креста. Правда, ручек нет! Поставьте фигуру на доску.
В каждом войске королей по одному: чёрный и белый. С гибелью Короля
партия заканчивается, сколько бы сил (фигур) не оставалось на доске. Гибель
Короля называют «Мат».
Король передвигается по доске во всех направлениях на 1 клетку вперед,
назад, наискосок, влево, вправо и по таким же правилам Король может взять
незащищенную фигуру.
18 слайд. А теперь без спешки идут на место пешки.
Пешки – выставляются вторым рядом перед другими фигурамистройными шеренгами на 2 и 7 горизонталях. Найдите пешки и поставьте их на доску.
19 слайд. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка идет только вперед, назад не ходит и не бьет. Девиз пешки «назад нишагу!» Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали, она не может «прыгать» через фигуры противника или свои.
Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя.
Необходимо на каждом занятии приучать детей не отдавать пешки просто так, ведь пешка - это будущий Ферзь или Ладья.
20 слайд. Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия. Проверьте, правильно ли вы поставили свои фигуры?
Для закрепления правильных ходов шахматных фигур можно использовать игру «Чьи следы?»
Для знакомства и закрепления знаний о фигурах и пешках можно использовать стихи, загадки, сказки: (например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться); а также разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как:
- «Шахматный мешочек»,
- «Кто быстрее расставит фигуры?»,
- «Что общего и чем отличаются?»,
- «Сделай так»,
-«Кто быстрее соберет фигуры для сражения»,
- «Найди пару».
«Шахматный театр»В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Возьмите каждый фишку – это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.
Игра «Шахматный мешочек»Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.
Дидактическая игра «Что изменилось?»Расставьте пешки на доске произвольно. Затем предложите детям запомнить их расположение и отвернуться. Сделайте 1—2 перестановки пешек, разрешите повернуться и спросите: «Что изменилось?» Дети показывают, передвигая пешки. За правильный ответ ребенку (или команде) начисляется очко. Постепенно игра усложняется.
Примерно так же проводится дидактическая игра «Чего не стало?».
В этом случае пешки не переставляются, а снимаются с доски совсем, и задается вопрос: «Какой пешки не хватает, на каком поле она стояла?» Побеждает команда, набравшая больше очков. В дальнейшем задание можно постепенно усложнить, скомбинировав две игры вместе: назвать поля, где стояла пешка, куда продвинулась; назвать поле, откуда взята пешка или пешки.
Игра «Собери картинку» Каждая команда получает картинки с изображением фигур и к ним разрезанные на 4(6,8)частей такие же картинки.
Эстафета с бегом на правильную и быструю расстановку пешек
на шахматных досках. Играющие выстраиваются в две колонны. Напротив каждой — на расстоянии — ставится по стулу. На них кладутся шахматные доски. Слева и справа от колонны тоже стоят стулья, на них лежит по восемь пешек. (Если игра происходит на больших, гигантских шахматах, то команды располагаются на таком же расстоянии, но напротив друг друга.
По сигналу воспитателя игроки, стоящие в колоннах первыми, берут со стула пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а2, а черную на поле а7, обегают стулья, возвращаются обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек. Когда все восемь пешек будут поставлены, эстафета не прекращается: 9-й ребенок снимает пешку, приносит ее обратно и кладет на стул. Такая эстафета повысит интерес к изучению шахматной науки, внесет оживление, даст прекрасный эмоциональный настрой, можно использовать как физминутку.
21 слайд. Один раз за всю партию (игру, Королю разрешено сделать странный ход: совместно с ладьей - этот ход называют «рокировка
Это одновременное перемещение короля и ладьи.
Цель рокировки - убрать короля в безопасное место, увести его из центра, затруднить сопернику нападение на короля.
22 слайд. Рокировка бывает 2-х видов:
1. короткая
2. длинная.
23-24-25 слайд. Если королю угрожает опасность (шах) игрок должен ее обязательно устранить: уйти королем, защитить короля своей фигурой или уничтожить напавшую фигуру. Оставлять своего короля под шахом нельзя
26 слайд. Мат - это безвыходное положение в шахматной партии для короля (белых или черных). Король атакован одной или несколькими фигурами и нельзя избежать его гибели. Королю некуда уйти из-под шаха, нельзя (нечем) защитить, нельзя взять напавшую на короля фигуру.
За выигрыш шахматной партии игрок получает очко. За ничью партнеры получают по половинке, делят единицу на двоих
A) Ничья может получиться, если противники уничтожили свои армии и на доске остались только короли. Или сил у того или другого осталось слишком мало, чтобы поставить мат. Б) Ничья бывает вследствие «вечного» шаха. Когда один игрок беспрерывно дает шах, а другой не может уклониться, избежать этого
B) Ничья может быть при обоюдном согласии шахматистов. Когда оба считают, что перевеса нет и выигрыша добиться невозможно. Тогда игра прекрашается и партия заканчивается вничью.
Г) Ничья из-за пата.
27-28слайд. Пат - это такое положение когда шаха королю нет, а идти ему некуда, и другие фигуры тоже не имеют хода.
29слайд. Правила игры.
Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, они ненавязчиво знакомятся с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.
1. Первое правило шахматной игры для начинающих: "Тронул — ходи!". Это правило следует понимать буквально: даже нечаянно дотронувшийся до своей или чужой фигуры шахматист должен соответственно сделать этой фигурой ход или взять фигуру противника (за исключением тех случаев, когда упомянутое невозможно). При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю».
2. Второе правило игры в шахматы - "Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры".
3. Третье правило из незыблемых - "Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью".
4. Четвертое правило игры в шахматы - "Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается".
5. Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.
6. Играть надо молча, не спеша.
7. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.
8. Нельзя мешать партнеру думать.
9. Нельзя подсказывать игрокам.
10. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
11. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
12. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнеру.
Физминутка
Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку.
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну-ка, пешки, поиграем,
Головой мы повращаем
Вправо-влево, а потом (вращаем головой)
3-4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 –на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
На места мы вновь спешим.
30 слайд. Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»
Давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали. В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка?
- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета?
- Какие фигуры в шахматах дойдя до поля противника могут стать ферзем?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
-Сколько линий на доске, как они называются?
-Как обозначаются поля на шахматной доске?
-На каких линиях располагаются белые и черные войска перед началом сражения?
-Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры?
-Каким способом решается, кому (каким цветом фигур) начинать шахматную партию?
-Как называется одновременный ход королем и ладьей?
-Сколько одинаковых фигур может быть на доске, если все восемь пешек поочередно достигнут полей превращения?
Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.
Сама игра. Шахматные войска готовы. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. Можно приступать к сражению.
Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.
31 слайд. Спасибо за внимание.