Ольга Тишунина
Мастер-класс «Обучение игре на шумовых инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Обучению игре на шумовых инструментах»
Районный фестиваль педагогического мастерства
«Формула обучения и воспитания-2018»
Автор: Тишунина Ольга Павловна, музыкальный руководитель МБДОУ № 5 «Радуга», г. Жердевка.
Участники: педагоги ДОУ, СОШ.
Оборудование : ноутбук, проектор, музыкальный центр, шумовые инструменты: ложки, бубны, бубенцы, треугольники.
Место проведения: Жердевская СОШ.
Ход мастер-класса.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс „Обучение игре на шумовых инструментах“» размещена в разделах
Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по обучению игре на шумовых инструментах.
Что такое мастер-класс?
Мастер–класс – это главное средство передачи новой идеи своей авторской педагогической системы. На протяжении ряда лет я выработала такую авторскую методическую систему, которая включает целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик обучения игре на шумовых инструментах.
Мастер - класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы, что сегодня я и сделаю.
Как и любое методическое мероприятие, мой мастер-класс имеет свои цели и задачи. Их вы видите на доске. (ПОКАЗАТЬ слайд 2)
Цель: Формирование умений и навыков игры на шумовых инструментах, приобщение к духовным ценностям.
Задачи:
1. Передать продуктивные способы работы по обучению игре на шумовых музыкальных инструментах.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции участников.
3. Повысить мотивацию на системное использование в практике игру на шумовых инструментах.
ПОКАЗ СЛАЙДА 3-5
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает детей. Уже с 1 младшей группы я начинаю обучать их игре на шумовых инструментах, даю возможность самим экспериментировать, предлагая поменяться или самим выбрать интересующий их инструмент. Сейчас и мы будем учиться этому
Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые мышечные ощущения, развить координацию рук. Инструменты следует держать в руках крепко, но без напряжения кисти. (Показываю упражнения, педагоги повторяют)
Теперь поделимся на 4 группы (поделить). (На столах педагогов разложены инструменты).
Начнем с бубна.
Это ударный инструмент круглой формы, имеет одностороннюю мембрану, сделанную из кожи, пластика или другого материала. На бубен на специальных проволочках подвешиваются колокольчики, бубенчики, пластины. Звучание бубна более плотное, грубое. Характерна акцентированная атака звука, получаемого при ударе по бубну ладонью или кулочком. Бубен раньше являлся незаменимым инструментом у русских скоморохов, поводчиков медведей.
(Педагоги берут бубны, произвольно играют).
Шумовой оркестр – это прежде всего четкий ритм. Мы сейчас разучим ритмическую партию для каждого инструмента отдельно. Повторите, что я прокажу. (Показываю, педагоги повторяют.)
Сейчас освоим более нежный инструмент -треугольник.
Изготовляется он из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук треугольника – высокий, чистый, прозрачный – вызывается ударом металлической палочки по одной из сторон. Чаще всего по горизонтальной. Тонкая палочка дает более высокий звук, толстая – низкий. У начинающего исполнителя подвешенный треугольник после удара по нему палочкой начинает вращаться по кругу. Поэтому надо научить ребенка делать из большого и указательного пальцев руки «колечко» и держать узелок шнура, на котором обычно крепится треугольник (педагоги произвольно играют)
Следующий нежный инструмент - бубенцы.
Бубенцы представляют собой деревянную палочку. В прорезях боковых сторон на стерженьках свободно болтаются маленькие металлические бубенчики. Инструмент используется для создания ритмического сопровождения, хорошо сочетается со звучанием других музыкальных инструментов. На бубенцах нашего образца применяется 1 прием игры- встряхивание.
(Педагоги берут бубенцы, произвольно играют).
А теперь мой ритм будут играть и треугольники, и бубенцы вместе под мой показ. На 1,2 молчим, на 3,4,5 треугольники ударяют палочкой по горизонтальной стороне, а колокольчики встряхиваем.
А теперь- ложки.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа - бесспорный факт.
Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Мы начнем с самого простого, взяв по ложке в каждую руку.
Удар «шапочками» перед грудью. Примем необходимую позу и правильно возьмем ложки (имитация)
А теперь повторите как я. (Простукиваю ритм, педагоги повторяют).
Вот и молодцы! Так мы с вами в непринужденной, игровой форме познакомились с партиями нашего оркестра.
А теперь попробуем сыграть по моему показу.
Начинают бубны, подхватывают треугольники и бубенцы, завершают ложки. В заключении играют все инструменты.
Оркестр
Слайд 6-7.
ИТОГ: Молодцы, чувствуется, что мы уже сыгрались, как говорят музыканты. Но, есть ещё над чем работать. Сегодня вы на собственном опыте увидели, что игра на шумовых инструментах позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Игра развивает волю, стремление к достижению цели, воображение, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание, координирует работу мозга и мышц. Полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Всего вам доброго. Спасибо за внимание.
Слайд 8