Шарапова Алена
«Прямолинейная бесхитростная фигура (ладья)». Обучение игре в шахматы, шашки
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Обучение игре в шахматы, шашки
Подготовительная группа
Тема: «Прямолинейная, бесхитростная фигура (ладья)»
Подготовила: Шарапова А. С.
Дата проведения: 23.10.18
Цель: Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с
правилами взятия.
Задачи.
Обучающая задача : вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
Публикация «„Прямолинейная бесхитростная фигура (ладья)“, Обучение игре в шахматы, шашки» размещена в разделах
Развивающая задача: развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
Воспитательная задача: воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Материалы и оборудование: Шахматная доска, шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Здравствуйте ребята, я рада вас видеть на занятии. И предлагаю вам отгадать кроссворд на тему: «Шахматные фигуры». Будем отгадывать?
А теперь давайте все вместе повторим, с какой фигурой мы с вами познакомились на прошлом занятии? Какую линию занимают пешки? Сколько пешек всего? Как они ходят? Как бьют?
2. Мотивационная игра «Отгадай шахматную фигуру». Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения в игровой ситуации.
Как вы думаете, про что сегодня будет идти речь на занятии?
А сейчас, ребята, предлагаю вам нарисовать шахматную фигуру и узнать, что мы сегодня будем изучать.
Ладья. 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 4 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 4 клетки вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 2 клетки вверх (рис. 1).
3. Получение нового знания.
Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями, что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две: 2 черных и 2 белых. Предложить детям найти ладьи и поставить в центр шахматной доски (работа в парах, один ребенок вытаскивает белые фигуры, второй черные).
Ладья ходит по квадрату и бьет также.
Видимо, ладья упряма,
если ходит только прямо,
не петляет — прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди.
Вывод таков: ладья в шахматах – единственная фигура, которая одинаково хорошо чувствует себя как в центре доски, так и на краю доски.
4. Самостоятельное применение нового знания.
Ребята, а сейчас я вам предлагаю расставить ладьи на шахматную доску.
Задание распечатка «Покажи, как ходит ладья».
5. Пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков».
У девочек и мальчиков,
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
Просмотр фрагмента о ладье в обучающей компьютерной игре «Динозаврики учат шахматам».
6. Итог занятия. Заключительная часть.
Закрепление знаний.
Игра «ДА – НЕТ»
Ходит ли ладья по белым и черным полям?;
Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?
Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?
Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?
Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?
Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?
Что вы узнали нового? Что вам понравилось на занятии?