Ирина Штефан
Консультация для педагогов «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему:
«Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»
Составила:
Штефан И. А.
Воспитатель
«Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья».
Программа раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о мире человеческих отношений; о социальной действительности, о родном крае, его прошлом и настоящем.
Публикация «Консультация для педагогов „Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Омская область, Омск
- Темочки
Раздел предназначен для формирования основ гуманного отношения к людям, интереса и ценности-смыслового отношения к своей малой родине, ее прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.
Целью данного раздела является формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно – смыслового отношения к своей малой родине, её прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.
В образовательной деятельности могут быть решены следующие задачи:
• Способствовать формированию элементарных представлений о мире социальных отношений.
• Содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья.
• Развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать её в разных видах детской деятельности, используя способы познания.
• Воспитывать ценностно – смысловое отношение к родному краю, его истории и людям, проживающим на его территории.
Содержание раздела представлено 2 содержательными линиями:
• Мир окружающей действительности.
• Мир людей.
Мир окружающей действительности
Цель:
• Формирование представлений об окружающей действительности (объектах, явлениях, о местности, в которой живём, об областном центре, об истории возникновения и развития города и региона, о государственных символах города, региона (герб, гимн, флаг).
Содержание распределено по возрастам. Разработана хрестоматия по модулю «Введение в мир истории и общественных отношений», в которой имеется богатый, интересный и доступный детям материал. В помощь воспитателям прилагаются картинки, иллюстрации, разработаны виртуальные экскурсии.
Мир людей
Цель:
• Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих людях, взрослой трудовой деятельности, о людях, прославивших наш край.
Содержание раздела распределено по возрастным группам. Для каждого возраста разработаны задачи.
В этом разделе дети учатся различать внешние признаки между девочкой и мальчиком. Что такое семья, родственные связи, семейные традиции. Дети знакомятся с профессиональной деятельностью людей города и села, с профессиями людей интеллектуального и творческого труда. Дети узнают о знаменитых людях города, населённого пункта, об увлечениях людей Омского Прииртышья, о народных и государственных праздниках.
Планируемые результаты:
- у ребенка сформированы начальные знания и представления о мире социальных отношений;
- у ребенка сформированы элементарные представления об окружающей действительности, о местности, в которой живет ребенок, об областном центре, об истории возникновения и развития своего города или села, о государственных символах города, региона;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;
- у ребенка развиты умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать ее в разных видах детской деятельности, используя различные способы познания;
- ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, объединяться на основе общих интересов;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учувствует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты нормативными способами;
- ребенок умеет разным правилам и социальным нормам;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержание раздела «Введение в мир истории и общественных отношений омского Прииртышья»
Младший возраст (2-4 года)
Задачи:
- содействовать овладению детьми представления о себе, системе отношений с родными и близкими, родственных связях, взрослых людях и их трудовой деятельности;
- развивать социальный опыт младших дошкольников во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать элементарные социальные чувства, способствующие развитию основ гуманистических отношений к себе, сверстникам, взрослым людям.
Содержание раздела «Мир людей»
- Я – человек (девочка, мальчик, внешние признаки, отличия;
- семья, родственники, элементарные сведения о семейных традициях, праздниках, трудовой деятельности членов семьи (домашний труд);
- отношения в мире сверстников.
Содержание раздела «Мир окружающей действительности»
- улица, на которой я живу;
- общественно-бытовые задания ближайшего окружения, их название;
- знакомые средства передвижения.
Средний возраст (4-5 лет)
Задачи:
- содействовать овладению представлениями детей о многообразии профессий человека города и села, национальных традициях людей, проживающих на территории Омского Прииртышья;
- расширить представления детей о явлениях и объектах окружающей действительности;
- развивать социокультурный опыт на основе морально-этических норм и правил поведения в обществе;
- содействовать воспитанию интегрированных качеств личности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Содержание раздела «Мир людей»
- мир профессиональной деятельности людей города или села;
- профессии членов семьи;
-национальные традиции людей и др.
Содержание раздела «Мир окружающей действительности»
- город;
-улица;
- реки как водный ресурс, отдых на реке, правила поведения на реке;
- площади города Омска и своего населенного пункта, правила поведения в общественных местах;
- социокультурные объекты областного центра и своего населенного пункта;
- социобытовые объекты, правила поведения в общественных местах;
- детские учреждения;
- транспорт, многообразие, назначение, правила поведения в транспорте.
Старший возраст (5-7 лет)
Задачи:
- систематизировать представления детей о родном крае, промышленной и социальной инфраструктуре, его истории;
- развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности;
- воспитывать патриотические чувства, способствующие выражению ценностно-смыслового отношения к родному краю, его истории и проживающим на его территории людям.
Содержание раздела «Мир людей»
- профессии людей интеллектуального и творческого труда;
- знаменитые люди нашего города, населённого пункта, края;
- мир увлечений людей Омского Прииртышья;
- народные и государственные праздники.
Содержание раздела «Мир окружающей действительности»
- история заселения населенного пункта, города, края;
- символы населенного пункта, областного центра;
- улицы города, улицы названные именами выдающихся людей, история названия улиц. Правила поведения на улицах города;
- реки Омской области как транспортные пути. Правила поведения на реке;
- социокультурные объекты населенного пункта. Правила поведения в общественных местах;
- социобытовые объекты. Правила поведения в общественных местах;
- детские учреждения;
- промышленные предприятия областного центра, своего населенного пункта.
Педагог самостоятелен при структурировании материала, определении способов и места включения содержания раздела в образовательный процесс.
Дидактическим материалом для реализации программы с детьми старшего дошкольного возраста являются:
1) хрестоматия к данному разделу программы;
2) рабочая тетрадь «Маленький житель Омского Прииртышья»;
3) электронное практическое пособие образовательная область «Социализация»: региональная модель.
В хрестоматии представлен материал, который служит основой для проведения совместной деятельности.
Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию. Тетрадь направленна на совместную работу взрослого и ребенка, создает благоприятное условия для социально-личностного развития дошкольников. Детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать. Особенностью рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для разнообразной деятельности. Задания побуждают ребенка вступать в диалог во взрослым и с Краевичком доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором тетради. Интеграция всех разделов программы способствует решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.
Большое значение имеет индивидуальный подход к детям, дозировка сложности заданий, возможность неоднократно вернуться к заданию в случае затруднений, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Для этого в тетради существуют условные обозначения.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, педагог сам определяет объем и содержание сведений. Предложенное к тетради приложение поможет детям в выполнении заданий, а взрослым облегчает поиск необходимых материалов. Работа с приложением способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, глазомера, ориентировке на листе. Все разделы рабочей тетради связанны логически и позволяют создать целостный образ родного края.
В электронном практическом пособии представлена модель организации образовательного процесса по разделу программы для всех возрастных групп.
Педагог использует предложенный материал по своему усмотрению.
Литература
1. Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций / Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. и др. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. – 32с.