Марина Смирнова
Консультация для педагогов. Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС до. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье»
▼ Скачать + Заказать документы
Какой педагог не хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! В этом может помочь знакомство с фольклорными произведениями, которое можно начинать уже в младших группах детского сада.
Вначале дети узнают, что такое эпитеты – образные определения, встречающиеся в сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. Эпитеты необычайно оригинальны и красочны, точно характеризуют любой предмет или явление. Например, береза называется моложавой, белоствольной, ручей, высококудреватой; вода – чистой, тихой, хрустальной, изумрудной,студеной,светлой,звонкой,вольной,вешней,золотоструйной,росовой и т. д. Вот так в прибаутке с помощью с помощью эпитетов описываются внешний вид и поведение петушка: «Петушок, красный носок, сметанный лобок, чесаная бородушка, маслена головушка, расписные перышки, серебряные шпорушки. Рано утром он встает, звонки песенки поет, никому спать не дает».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Солнце, вред и польза. Консультации для родителей
- Солнце, солнышко
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Для изучения образного строя народной речи интересны и загадки. В них часто используются разнообразные сравнения, помогающие создать яркий и выразительный образ.
Стоит в роще молода,
Кудрява и стройна.
Как снег бела,
Как луг зелена.
Летом прохлаждает,
Зимой согревает,
А настанет весна –
Потечет слеза.
Определения и сравнения в загадке так точны, наглядны и живописны, что мы сразу узнаем березку.
С детьми следует разобрать все признаки этого дерева. Из загадки мы узнаем, что березка молодая и стройная, с белым стволом и зеленой кудрявой кроной. Летом ее тень спасает от жарких лучей солнца, зимой березовые дрова согревают избу, весной дерево поит людей душистым соком.
В песне «Уж как весна-то» любовь к «задушевному» милому другу, трагедия разлуки с ним ассоциируется с образами осенней природы и настроением, которое оно вызывает.
Уж как весна-то да весна красная,
Весна красная, да она рыболовная,
Лето теплое да хлебородное
Да и осень-то, осень богатая,
Осень богатая, да она ветробуйная,
Ветробуйная –то осень, листопадная,
Листопадная – то осень, непрокладная.
У тебя-то, у осени, ночь темная,
Ночка темная, долга осенняя
У тебя ли-то, темной ноченьки,
Нету лунного –то светла месяца,
Нету частых-то да мелких звездочек.
У меня, у красной девушки,
Нет не матушки, ни батюшки.
Есть один задушевный друг.
Да и тот дружок далеко живет…
Важно разобрать с детьми каждую песенную фразу и задать им вопросы: почему весна – красная, рыболовная; почему лето называется хлебородным, осень – богатой, ветродуйной, листопадной, непрокладной? Какими словами описывается осенняя ночь?
Основным материалом в обучении детей пониманию образности фольклорного языка могут стать пословицы – выражения, построенные на образных сравнениях. Короткие, понятные, глубокие по мысли, они так складно сложены, что запоминаются сами собой. Пословицы живут в нашем родном языке и сегодня, украшают разговорную речь. После того как дети познакомятся с этим жанром устно-поэтических произведений, они могут перейти к самостоятельному творчеству. Воспитателю необходимо предлагать различные слова, к которым дети должны придумать образные сравнения. Например, к словам «толстый» и «тонкий» дети обычно подбирают «стертые», заштампованные сравнения (толстый, как бочка; тонкий, как иголка).
Для занятий можно предложить пословицы и поговорки.
Природа.
Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Солнце – князь земли, луна – княжна.
Солнце зимой как мачеха : светит, да не греет.
Зимний денек что комариный носок (то есть короткий)
Зимой тепла, как у нищего добра.
Хозяйство и труд
Работает как Демид: весь день на солнышке лежит.
Отговорки как у нашего Егорки.
От него дела, как шерсти от стриженого барана.
Силы как у быка, а работы как у воробья
Пища
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.
Горек да зелен, как полынь.
Сочен, как анис.
Человек силен едой, как мельница – водой.
Все в охоту, как голодному Федоту.
Друг – недруг
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Друг неиспытанный что орех нерасколотый.
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдешь.
Судьба – одиночество
Один, как в поле обсевок.
Один, как маков цвет, как верста в поле.
Торчит меж людей, как пугало в огороде.
Как бирюк, в нору забился.
Богатство – бедность
Богатый в деньгах что мышь в крупах.
Плавает, как вареник в масле.
Богатство что вода: пришло и ушло.
Беден, как церковная мышь.
Убогий, что осиновый лист: везде дрожит.
Раздоры.
Грызутся, как собака за кость.
Не ужились, как два медведя в одной берлоге.
Спихан, как с печи Тихон.
Счастье, горе, беда.
Счастье с несчастьем что вёдро с ненастьем : живут переменчиво.
Горе что море: не переплыть, ни выплакать.
Горе что годы: бороздки прокладывает.
Тоска не солнце, а сушит.
Плачет, как соловушек по разоренному гнездышку.
Поведение – повадки.
Скользкий, как груздь
Он как сорока: где ни посидит, там и напакостит.
Надулся, словно сыч на ветер.
Надулся, как мышь на крупу.
Прост, как свинья, а лукав, как змея.
Силен, как бык, а смирен, как корова.
Кланяется, как весы в обе стороны.
Появление - исчезновение.
Ровно его водой принесло.
Пропал как пузырь на воде.
Как волк, хвостом мелькнул.
Заблудился как теленок на ярмарке.
Как из яичка вылупился.
Является как жаворонок к теплу.
Жадность
Жадность что река: чем дальше, тем шире.
Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
Как гусь, до воды жаден.
Таскает, словно рак клешнёй.
Ум – глупость
С умным разговориться что меду напиться.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.
Ошибся, что ушибся: вперед наука.
Оделся как пан, а глуп как баран.
С дураком говорить что в стену горох лепить.
Сила-слабость.
Дюжий как медведь: с ним, что с медведем, не сладишь.
Велик, как бык.
Не удержать, как ветер в поле.
Проворный (прыткий, как блоха.
Невелик, как кулик.
Храбрость
Боится, как пуганая ворона.
Пугается, как заяц бубна.
Живет, как заяц на слуху.
Голос как в тереме, а душа как в венике.
Присмирел, что волк под рогатиной.
Прячется, как лягушка в камышах.
Язык-речь
Ласковое слово что солнышко в ненастье.
Доброе слово человеку что дождь в засуху.
Сладкие речи – яд, горькие – лекарство.
На словах – как на гуслях, а на деле – как на бубне.
Сыплет словами, как горох об стену.
Голос - звук
Гогочет как гусь на проталине.
Шумят, как воробьи на дождь.
Брюзжит, что худая муха в осень.
Шипит, точно гадюка с-под куста.
Шелестит, как веник в избе.
Тарахтит, как порожняя мельница.