Марина Смирнова
Консультация для педагогов. Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС до. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье»
▼ Скачать + Заказать документы
Какой педагог не хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! В этом может помочь знакомство с фольклорными произведениями, которое можно начинать уже в младших группах детского сада.
Вначале дети узнают, что такое эпитеты – образные определения, встречающиеся в сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. Эпитеты необычайно оригинальны и красочны, точно характеризуют любой предмет или явление. Например, береза называется моложавой, белоствольной, ручей, высококудреватой; вода – чистой, тихой, хрустальной, изумрудной,студеной,светлой,звонкой,вольной,вешней,золотоструйной,росовой и т. д. Вот так в прибаутке с помощью с помощью эпитетов описываются внешний вид и поведение петушка: «Петушок, красный носок, сметанный лобок, чесаная бородушка, маслена головушка, расписные перышки, серебряные шпорушки. Рано утром он встает, звонки песенки поет, никому спать не дает».
Публикация «Консультация для педагогов, Образовательная область „Речевое развитие“ по ФГОС ДО, „Ласковое слово, что солнышко в ненастье“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Солнце, вред и польза. Консультации для родителей
- Солнце, солнышко
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Для изучения образного строя народной речи интересны и загадки. В них часто используются разнообразные сравнения, помогающие создать яркий и выразительный образ.
Стоит в роще молода,
Кудрява и стройна.
Как снег бела,
Как луг зелена.
Летом прохлаждает,
Зимой согревает,
А настанет весна –
Потечет слеза.
Определения и сравнения в загадке так точны, наглядны и живописны, что мы сразу узнаем березку.
С детьми следует разобрать все признаки этого дерева. Из загадки мы узнаем, что березка молодая и стройная, с белым стволом и зеленой кудрявой кроной. Летом ее тень спасает от жарких лучей солнца, зимой березовые дрова согревают избу, весной дерево поит людей душистым соком.
В песне «Уж как весна-то» любовь к «задушевному» милому другу, трагедия разлуки с ним ассоциируется с образами осенней природы и настроением, которое оно вызывает.
Уж как весна-то да весна красная,
Весна красная, да она рыболовная,
Лето теплое да хлебородное
Да и осень-то, осень богатая,
Осень богатая, да она ветробуйная,
Ветробуйная –то осень, листопадная,
Листопадная – то осень, непрокладная.
У тебя-то, у осени, ночь темная,
Ночка темная, долга осенняя
У тебя ли-то, темной ноченьки,
Нету лунного –то светла месяца,
Нету частых-то да мелких звездочек.
У меня, у красной девушки,
Нет не матушки, ни батюшки.
Есть один задушевный друг.
Да и тот дружок далеко живет…
Важно разобрать с детьми каждую песенную фразу и задать им вопросы: почему весна – красная, рыболовная; почему лето называется хлебородным, осень – богатой, ветродуйной, листопадной, непрокладной? Какими словами описывается осенняя ночь?
Основным материалом в обучении детей пониманию образности фольклорного языка могут стать пословицы – выражения, построенные на образных сравнениях. Короткие, понятные, глубокие по мысли, они так складно сложены, что запоминаются сами собой. Пословицы живут в нашем родном языке и сегодня, украшают разговорную речь. После того как дети познакомятся с этим жанром устно-поэтических произведений, они могут перейти к самостоятельному творчеству. Воспитателю необходимо предлагать различные слова, к которым дети должны придумать образные сравнения. Например, к словам «толстый» и «тонкий» дети обычно подбирают «стертые», заштампованные сравнения (толстый, как бочка; тонкий, как иголка).
Для занятий можно предложить пословицы и поговорки.
Природа.
Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Солнце – князь земли, луна – княжна.
Солнце зимой как мачеха : светит, да не греет.
Зимний денек что комариный носок (то есть короткий)
Зимой тепла, как у нищего добра.
Хозяйство и труд
Работает как Демид: весь день на солнышке лежит.
Отговорки как у нашего Егорки.
От него дела, как шерсти от стриженого барана.
Силы как у быка, а работы как у воробья
Пища
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.
Горек да зелен, как полынь.
Сочен, как анис.
Человек силен едой, как мельница – водой.
Все в охоту, как голодному Федоту.
Друг – недруг
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Друг неиспытанный что орех нерасколотый.
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдешь.
Судьба – одиночество
Один, как в поле обсевок.
Один, как маков цвет, как верста в поле.
Торчит меж людей, как пугало в огороде.
Как бирюк, в нору забился.
Богатство – бедность
Богатый в деньгах что мышь в крупах.
Плавает, как вареник в масле.
Богатство что вода: пришло и ушло.
Беден, как церковная мышь.
Убогий, что осиновый лист: везде дрожит.
Раздоры.
Грызутся, как собака за кость.
Не ужились, как два медведя в одной берлоге.
Спихан, как с печи Тихон.
Счастье, горе, беда.
Счастье с несчастьем что вёдро с ненастьем : живут переменчиво.
Горе что море: не переплыть, ни выплакать.
Горе что годы: бороздки прокладывает.
Тоска не солнце, а сушит.
Плачет, как соловушек по разоренному гнездышку.
Поведение – повадки.
Скользкий, как груздь
Он как сорока: где ни посидит, там и напакостит.
Надулся, словно сыч на ветер.
Надулся, как мышь на крупу.
Прост, как свинья, а лукав, как змея.
Силен, как бык, а смирен, как корова.
Кланяется, как весы в обе стороны.
Появление - исчезновение.
Ровно его водой принесло.
Пропал как пузырь на воде.
Как волк, хвостом мелькнул.
Заблудился как теленок на ярмарке.
Как из яичка вылупился.
Является как жаворонок к теплу.
Жадность
Жадность что река: чем дальше, тем шире.
Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
Как гусь, до воды жаден.
Таскает, словно рак клешнёй.
Ум – глупость
С умным разговориться что меду напиться.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.
Ошибся, что ушибся: вперед наука.
Оделся как пан, а глуп как баран.
С дураком говорить что в стену горох лепить.
Сила-слабость.
Дюжий как медведь: с ним, что с медведем, не сладишь.
Велик, как бык.
Не удержать, как ветер в поле.
Проворный (прыткий, как блоха.
Невелик, как кулик.
Храбрость
Боится, как пуганая ворона.
Пугается, как заяц бубна.
Живет, как заяц на слуху.
Голос как в тереме, а душа как в венике.
Присмирел, что волк под рогатиной.
Прячется, как лягушка в камышах.
Язык-речь
Ласковое слово что солнышко в ненастье.
Доброе слово человеку что дождь в засуху.
Сладкие речи – яд, горькие – лекарство.
На словах – как на гуслях, а на деле – как на бубне.
Сыплет словами, как горох об стену.
Голос - звук
Гогочет как гусь на проталине.
Шумят, как воробьи на дождь.
Брюзжит, что худая муха в осень.
Шипит, точно гадюка с-под куста.
Шелестит, как веник в избе.
Тарахтит, как порожняя мельница.