Желтухина Ирина
Консультация для педагогов «Невербальный язык общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Невербальный язык общения»
Невербальные аспекты общения играют существенную роль в установлении контактов, тем самым во многом определяя эмоциональную атмосферу и самочувствие педагога и ребенка.
Невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:
мимика - движения мышц лица,
жестика- движения отдельных частей тела,
пантомимика-моторика всего тела.
Публикация «Консультация для педагогов „Невербальный язык общения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Исследования показывают, что в процессе общения человека слова составляют -7%, звуки и интонации-38%, неречевое взаимодействие- 53%.
Дошкольники эмоциональны в том смысле, что они не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих эмоций. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу - сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямым, потупленным, доверчивым, хмурым, испуганным. На лице ребенка с его очень непосредственной и выразительной мимикой педагог может прочитать, что он чувствует: удовольствие или неудовольствие, страх или стыд.
Пантомимика играет важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съёживают» его фигуру, положительные наоборот, «разворачивают». Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации.
Наблюдение за невербальным поведением делает представление педагога о поведении детей более конкретным, точным и подробным. Ребенок только вошел, а педагог уже видит настроение ребенка. Многие считают, что ребенок вряд ли обратит внимание на их костюм, прическу и вряд ли это скажется каким - то образом на успехе процесса воспитания. Установлено, что человек, получивший положительную оценку за внешность, чаще всего положительно характеризуется по личностным характеристикам. Поэтому важнее одеваться не во что и как, а в каждом конкретном случае одеваться так, а не иначе.
Педагогу необходимо обращать внимание на жесты. Вербальное общение с помощью жестов получает серьезное эмоциональное подкрепление. Точность движений и жеста в системе педагогического общения чрезвычайна, важна, тем более, если они выступают как семантические движения, заменяющие слова, например «остановитесь», «уйди», «да», «нет». Иногда эти движения взаимодействуют со словами, иногда полностью заменяют. Движения педагога должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности детей. Многие дети пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время кризисов. Медлительные, чуть заторможенные движения несут в себе покой.
Наибольшее внимание уделяется лицевой экспрессии. Привычка смотреть в лицо партнера по общению и более или менее тонко отмечать смену выражений развивается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть действия взрослого с «таким» лицом и соответственно строить свое поведение. Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к воспитанникам, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят. Когда дети характеризуют педагога словами "Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой портрет педагога.
Для педагогов важно не только уметь управлять лицевой экспрессией, но и имитировать те или иные состояния для демонстрации своего отношения к детям. Желательно придать лицу приветливый вид, сосредоточенность и деловитость. На детей надо смотреть прямо, но не пристально, периодически обводя взглядом всех. Туманная дымка в глазах ребенка говорит о том, что он не включился в работу. Блеск глаз, активная поза говорят о том, что ребенок внимательно слушает, охотно занимается.
Пространственное положение педагога по отношению к ребенку. Пространственная позиция, которую он занимает по отношению к ребенку, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят его слова. Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. У детей эта граница находится чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить.
Звуки голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Предложения и слова, в конце которых тон повышается, содержат в себе вопрос, или указывают на то, что говорящий хочет что-то завершить и перейти к другому вопросу. Когда голос понижается, коммуникация становится более категоричной. Педагог, заканчивая свое предложение "весомой точкой", дает понять, что он считает исполнение своего распоряжения само собой разумеющимся.
Физический контакт. Все дети испытывают потребность в физическом контакте. Но дети отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент ребенок ластится, а в другой – отказывается от физического контакта. Педагогу в каждом индивидуальном случае приходится изучать, какие формы физического контакта приемлемы, а какие – нет.
Для педагога в равной степени важно умение выразить свое состояние и способность правильно понять выражение лица, как воспитанника, так и его родителя.
Многим родителям легче общаться с педагогом, по лицу которого можно "читать", и труднее – с тем, чье лицо неподвижно: нет обратной связи, непонятно, что он при этом думает и чувствует.
Визуальное взаимодействие (контакт глаз). Взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь в поведении собеседника и степени его вовлеченности в коммуникацию. Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие в регулировании дистанции. Взглядом педагог может выразить свое отношение к человеку, его поведению, задать вопрос, дать ответ.
Трудно представить себе педагога, который общается с людьми только при помощи слов, не употребляя различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова.
Учиться понимать язык невербального общения важно, потому что словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию педагогической деятельности и отношений между педагогом и детьми.
Таким образом, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия педагога с детьми. Для того чтобы облегчить свою работу, педагог должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение. Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства.