Виктория
Консультация для педагогов «Фольклор — средство развития личности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности развития речи. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать речь, вос-питывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития.
Публикация «Консультация для педагогов „Фольклор — средство развития личности ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Созданный народом язык, изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других — бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали — поехали”, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В своей работе педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка:
Подымайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка — хороший!
Ванечка — пригожий!
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием.
Травка — муравка со сна поднялась,
Птица — синица за зерна взялась,
Зайка за капусту,
Мышка — за корку,
Детки — за молоко.
Малые формы фольклора педагогами используютсяи при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождают поешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывают, как надо заворачивать рукава, намыливать руки смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождают процесс умывания словами:
“Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке —ладошки, а пальчики —Антошке”.
Или: “Водичка, водичка, умой Андрюше личико”.
Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Вслушиваясь в певучесть, образность народного
языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.