Евгения Геращенко
Консультация для педагогов «Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее понятные и доступные для детей элементы национального воспитания включают устное народное творчество, музыкальные традиции, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, а также обычаи и традиции. Народное творчество изобилует ритмами и повторениями, оно наполнено яркими образами и цветами, что делает его интересным и доступным для детей. Это создает основу для формирования и укрепления положительного эмоционального отношения к нему. Значимость народного искусства также заключается в его способности воздействовать на чувства ребенка через выразительные средства, и это воздействие происходит естественно, без принуждения. Благодаря этому оно доступно детям с различными уровнями развития, и каждый ребенок может получать от него радость и эмоциональный заряд. Детское внимание привлекается народным искусством, и, выделяя его элементы и композицию, можно использовать это для развития ребенка. Это способствует формированию эстетического восприятия и оценки, что, воздействуя на чувства ребенка, помогает развивать его творческие способности.
Публикация «Консультация для педагогов „Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении веков, составляют основу любой национальной культуры. Во время исполнения народной словесности и музыкального фольклора в различных занятиях и досуговых мероприятиях восстанавливается эмоционально-этическая связь между взрослыми и детьми.
В фольклорной традиции отсутствует четкое разделение между исполнителями и зрителями в рамках творческого акта; все присутствующие выступают как участники и создатели. Этот аспект имеет большое значение, так как устраняется механизм оценки, что позволяет ребенку чувствовать себя свободнее, а сам процесс его вовлечения в песню, танец или игру наполняется смыслом.
В фольклоре существуют танцы, в которых происходит смена партнеров. Движения и фигуры в таких танцах очень просты и доступны даже для самых маленьких детей. Обычно в этих танцах присутствуют игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Кроме того, танцы со сменой партнеров имеют ценность в том, что они помогают повысить самооценку у детей, которые испытывают неуверенность в коллективе. Так как такие танцы в основном основаны на жестах и движениях, которые в повседневной жизни символизируют дружелюбие и открытость между людьми, они в целом вызывают у ребенка положительные и радостные эмоции. Тактильное взаимодействие, происходящее во время танца или хоровода, еще больше способствует формированию добрых отношений между детьми и, таким образом, улучшает социальный климат в группе.
С давних времен народные музыкальные инструменты играли важную роль. Они способствовали развитию у детей (сначала на уровне первичных рефлексов) координации движений и чувства ритма, а затем – интереса к музыкальной деятельности. Погружаясь в мир народной музыки и инструментов, ребенок инстинктивно ощущает связь с «зовами предков».
Фольклор любого народа отличается удивительным богатством и разнообразием. Он включает в себя героический эпос, сказания, а также множество произведений малых жанров, таких как колыбельные, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, чистоговорки, пословицы и поговорки, загадки.
Народная музыка также обладает большими потенциальными возможностями. Народная песня является живым и подлинным отражением быта народа, его трудовых традиций, обрядов и игр. Эти песни передают эмоциональное состояние, включая горе, радость, печаль, веселье, размышления и юмор. Песня раскрывает внутренний мир народа, рассказывая о его надеждах, мыслях и переживаниях. Народные песни можно классифицировать по различным критериям:
- по возрастной категории (для кого они предназначены) : колыбельные, детские, молодежные и т. д.
- по тематике: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т. д.
- по связи с различными видами деятельности: хороводные, трудовые песни, игровые и т. д.
В песнях, как и в других формах народного творчества, отражались трудовые и героические достижения народа, красота окружающего мира, а также восхвалялись человеческие добродетели и высмеивались недостатки. Песня служила концентратом человеческой мудрости и адаптировалась к различным этапам жизни, включая детский возраст, а также к условиям существования семьи и сообщества. Поэтому и сегодня в детских садах и семьях существует множество способов использования песен – от их изучения и исполнения до анализа музыкального содержания и эмоционального настроя.
Детская народная песня, начиная с колыбельной, обычно обладает очень простым музыкальным строем и, как любое подлинно народное музыкально-поэтическое искусство, не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми под руководством воспитателя, музыкального руководителя, матери или бабушки. Мелодия таких песен легко запоминается и воспроизводится, что позволяет сочетать их с танцевальными движениями. Кроме того, ребенок может использовать народную песню самостоятельно, подражая действиям взрослых и таким образом вовлекаясь в систему социальных ролей. Каждая народная песня предоставляет исполнителю возможность вносить изменения, соответствующие конкретной ситуации. Это и является ключевой характеристикой народной песни. Еще одной особенностью является анонимность и коллективный характер авторства, поскольку каждый исполнитель может добавить что-то свое в песню. Музыкальные деятели и исследователи (такие как Б. Асафьев, Р. Исхакова-Вамба, Д. Кабалевский, Г. Остроух, Д. Шарафутдинов и другие) утверждают, что язык песен является интернациональным. Музыка служит более универсальным средством общения между народами, отражая единство человечества и способствуя сближению различных культур.
Невозможно переоценить воспитательную роль народных игр. Многие из них существуют с древних времен и передаются из поколения в поколение. Со временем сюжеты некоторых национальных игр претерпевают изменения, обогащаясь новыми смыслами, которые отражают современность. Народные игры способствуют формированию определенного отношения к окружающему миру и к общественным явлениям. В детских играх ярко проявляется реальность, и именно в этом виде деятельности социальное содержание наиболее выражено. Ребенок в игре искренне и непосредственно демонстрирует свои мысли и эмоции, включая симпатию и дружеские чувства к людям других культур. Также важную роль играют игры с песнями, которые легко вписываются в детскую жизнь и создают возможности для коллективного творчества. Фольклорные песни и игры могут служить инструментом для развития у детей различных творческих навыков. К примеру, можно научить детей осознанно подбирать и отбирать движения, которые лучше всего соответствуют конкретной песне.
Народные игрушки являются важной частью культурного наследия. У каждого народа игрушки обладают уникальными чертами, которые отражают национально-психологические особенности и культуру данного народа. Как отмечает И. И. Алпощкий, народные игрушки представляют собой синкретическое явление, в котором переплетаются материальное и духовное, труд и ремесло, искусство и игра. Первые исследования, посвященные народной игрушке, были проведены такими учеными, как А. В. Бакушинский, Н. Д. Бартрам, Л. Г. Оршанский, Е. А. Покровский, А. П. Усова и Е. А. Флерина.
Многовековой опыт народной педагогики демонстрирует, что игрушки стали первыми инструментами воспитания. По мнению Е. А. Покровского, игрушка является одновременно и целью, и действием, и источником удовольствия.
Исследователи народного творчества, такие как Е. А. Флерина, П. Н. Сакулин, А. П. Усов и А. А. Грибовская, неоднократно подчеркивали влияние игрушек на эмоциональное развитие ребенка, формирование его эстетического вкуса и переживаний, а также на становление личности в целом. «Единственный учитель, которого можно пожелать для ребенка в период его творческого расцвета – это душа его народа» (Н. Д. Бартрам). Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что «только в народной игрушке содержится та теплота, которая проявляется в заботливом и любящем ее создании» (Е. А. Флерина).
Одним из ключевых элементов, формирующих культуру народа, является праздник. Праздничная культура обладает своей уникальностью и отражает колорит народа. Не случайно народные праздники считаются настоящим кладезем национальной культуры, хранящим богатства, накопленные на протяжении веков. Согласно определению из Большой советской энциклопедии, народный праздник – это «праздник, корни которого уходят в народные традиции».
Все народные праздники тесно связаны с трудовой деятельностью людей, сезонными изменениями в природе, а также значимыми событиями и датами для народа. Фольклорист И. М. Снигерев утверждает, что народные праздники являются мощным и богатым источником для изучения жизни народа. В них заключены не только красота и поэзия, радость и веселье, но и предания, сказания, а также уникальные обряды, особенности и приметы, связанные с каждым праздником.
В системе народной педагогики традиции и обычаи обладают значительной силой воспитательного влияния.
Традиции представляют собой более обширное явление по сравнению с обычаями и являются частью социо-культурного наследия, которое передается от одного поколения к другому на протяжении длительного времени благодаря привычке. Они входят в систему ценностей и норм общества и могут проявляться в различных сферах, таких как общественная жизнь, религия, искусство и другие. Обычай же трактуется как устоявшийся стереотип поведения, который является привычным для данного общества и который постоянно воспроизводится.
Как традиции, так и обычаи служат социальными механизмами для передачи духовных ценностей между поколениями. Многие из них существуют на протяжении сотен лет. Долговечность, высокая устойчивость и прочность – это характерные черты народных традиций.
Обычаи и традиции имеют глубокую связь с психическим состоянием, характером и духовной сущностью наций и народов. Они подвержены изменениям и развитию в зависимости от общественно-исторических условий, в которых существуют народы. В процессе исторического развития одни традиции и обычаи возникают, другие исчезают, а некоторые получают новое значение, сохраняя при этом прежнюю форму. Черты психического склада народа и его уникальность ярко проявляются в народных традициях и обычаях : в устойчивых аспектах семейной жизни, языке, художественном творчестве, а также в поведении и общении.
Таким образом, простота, лаконичность, эмоциональность, насыщенность и выразительность художественного образа, представленного в устном и песенном народном творчестве, играх и праздниках, легко воспринимаются детьми дошкольного возраста. Народное искусство, объединяющее устный фольклор и музыкальное творчество, является важным инструментом для эстетического воспитания и формирования активной творческой личности. В народном искусстве отражены представления о красоте, эстетические нормы и народная мудрость, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок знакомится с традициями, обычаями и особенностями жизни своего народа, а также приобщается к его культуре.