Получи документы

Консультация для педагогов «Использование воспитателями технологии фасилитации как активной формы работы с родителями»

Наталья
Консультация для педагогов «Использование воспитателями технологии фасилитации как активной формы работы с родителями»

Цель: познакомить педагогов с новым методом взаимодействия с родителями – фасилитацией, формировать умение применять на практике технологию фасилитации; ориентировать педагогов на раскрытие перед родителями дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений и навыков, повышения родительской компетентности.

Литература: Справочник педагога-психолога №4, апрель 2014.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование воспитателями технологии фасилитации как активной формы работы с родителями“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество ДОО с семьёй. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников как концептуальные основы сотрудничества ДОО и родителей фиксируются в содержательном разделе основной образовательной программы дошкольного образования. Взаимодействие с семьями детей в процессе реализации Программы становится значимым направлением работы детского сада наряду с непосредственной образовательной деятельностью, осуществляемой в режимные моменты.

В рамках требований к психолого-педагогическим условиям реализации Программы выделены компетенции педагога, необходимые для социального развития воспитанников, в т. ч. умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Необходимо вернуть семье её роль в воспитании детей, помочь современным родителям, нередко думающим, что дошкольная образовательная организация может (и должна) решать за них все задачи и проблемы воспитания их ребёнка, объективно оценить значение важнейшего института социализации. Решение этих задач возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса, обладающей всеми признаками системы, созданной на основе идеи общественного договора и социального партнёрства.

Всё это требует наличия у педагогов качеств, позволяющих поддержать конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. Воспитателям необходимо освоить новые методы сохранения партнёрских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников.

Современные педагоги нередко используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач взаимодействия с семьёй: просвещение, контроль действий родителей, указание на их ошибки, недостатки в воспитании. Подобное отношение вызывает активное сопротивление как у родителей, проявляющих деятельностное участие в воспитании своих детей, так и у семей, готовых делегировать свои права дошкольной образовательной организации или уже сделавших это.

Не находя контакта с семьями, воспитатели берут на себя всё больший объём работы, что без согласования направленности усилий с другими институтами воспитания далеко не всегда оказывается эффективным. Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с поддержанием партнёрских взаимоотношений.

Новая философия взаимодействия с семьёй в дошкольном образовании позволит решить эти задачи.

Её суть заключается в построении взаимодействия равноактивного, но независимого, инициируемого родителями (педагогами, но стимулирующего других субъектов, центрированного на потребностях ребёнка, интереса семьи и возможностях педагогов. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия ДОО с семьёй.

Традиционным базовым направлением работы с семьёй является педагогическое просвещение родителей. Очевидно, что в современных условиях получаемые родителям знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.

Безусловно, воспитание детей предполагает наличие у родителей определённых компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Они хотят учиться, если видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют активные методы обучения (АМО, которые связаны с переводом обучающихся в позицию субъекта осмысленного, спонтанного учения. Результатом этого является новый статус участника образовательного процесса как заинтересованного лица.

Среди наиболее популярных АМО Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая выделяют круглый стол, тренинг, креативные игры, мозговой штурм, анализ педагогических ситуаций; решение проблемных педагогических задач; управляемое игровое взаимодействие родителей и детей, игровое моделирование способов родительского поведения, двигательные, игровые, рисуночные упражнения проективного характера, анализ мотивов детского поведения, примеров из личной практики семейного воспитания и др.

В отличие от традиционных подходов, сосредоточенных на передаче обучаемому набора знаний, подобранных вне зависимости от его интересов и потребностей, АМО ориентированы на раскрытие перед родителями педагогами дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений и навыков, повышения родительской (профессиональной) компетентности. Каждый образовательный цикл с использованием АМО позволяет решить актуальные для данной категории обучающихся практические проблемы, достичь конкретных результатов «здесь и сейчас», овладеть универсальными технологиями поиска приемлемого результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.

Модификацией АМО являются интерактивные организации взаимодействия. Использовать интерактивные методы (inter – это взаимный,act – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличии от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом. В этом контексте интеракция предполагает не только взаимодействие как условие и средство освоения материала, но и результат взаимных изменений субъектов.

Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Но сами себе эти возможности не могут быть реализованы. Требуется особая организация образовательного процесса, взаимодействия по решению различных задач, проблем. Для того чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили необходимые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребёнка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации.

Смысл проведения фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.

Фасилитация (произвольное от анг. глагола facilitate) – облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация как условие обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучение и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.

Фасилитация как результат – зона потенциального развития человека при условии развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребёнка, педагога и родителя, родителя и ребёнка).

Фасилитация как процесс – развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновление, актуализация, инициация и поддержка.

Фасилитация как результат – устранение педагогом ограничений, препятсявующих творческим проявлениям ребёнка (родителя, помошь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права ребёнка (взрослого) на ошибку, снятие барьеров и предоставление свободы выбора и действий.

Фасилитация как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две – лучше», видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Фасилитация как приём – искусство задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников собрания возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.

Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общенеие других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т. д.

Задача фасилитации – решение конкретных вопросов. Это поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

Итог фасилитации – это организационные решения и предположения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции фасилитации – стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации – взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технология фасилитации – это различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы.

Можно выделить следующие процедуры фасилитации:

• советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем); разработка и внедрение решений;

• помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;

• консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;

• снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;

• готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

• посредничество, актуализаця позиций и чувств участников взаимодействия;

• содействие презентации субъекта;

• выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;

• инспирация, активизация, вмешательство.

Установки фасилитации- принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому, открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям, конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Технологиии фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе (в большей степени, чем традиционные методы обучения, к организации поиска совеместных решений. Фасилитация позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлеченность, ответственность каждого родителя за принятое решение. Кроме того, фасилитация даёт возможность участникам получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.

Применение технологии фасилитации отвечающих современным целевым установкам взаимодействия семьи и ДОО, требует освоения воспитателями соответствующих ролевых позиций. На первый план выходят такие характеристики педагога, как умение строить открытые, доверительные отношения с родителями, способность создавать особую атмосферу сотрудничества, снимать барьеры и помехи во взаимодействии, раскрывать ресурсы участников образовательных отношений. Поскольку наличие всех этих качеств педагога облегчает процесс обучения детей и родителей, посроения продуктивных партнёрских взаимоотношений, обладающего ими специалиста можно назвать фасилитатором.

По определению А. Дофбах фасилитатор – это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности, которая характеризуется определёнными правилами эффективной совместной работы. Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска и обработки информации, решения на её основе посталенной перед группой задачи.

Педагог в роли фасилитатора меняет свою позицию, демонстрирует способность инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживая необходимый настрой, создавая комфортный микроклимат в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений. Глубинный смысл деятельности фасилитатора – раскрытие лучших человеческих качеств и способностей (в данном случает у родителей, помощь отдельным участникам в поиске гармонии в отношениях с другими людьми, образовательной организацией, а также с самим собой.

Главные качества фасилитатора – способность открыто выражать и транслировать собственные мысли и переживания в межличностном общении, ассертивность, толерантность, эмпатия, развитая рефлексия.

Для фасилитатора характерно несколько «не»:

• не заинтересован в итогах обсуждения;

• не представляет интересы ни одной из групп;

• не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему (фасилитатор облегчает другим принятие решений, продумывает процедуры и формат мероприятий, которые дают возможность накопить и структуирировать знания, выбрать курс действий, который поддерживался бы совместными и обоюдными решениями, а также обязательствами по отношению друг к другу);

• не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки дня (фасилитатору необходимо наблюдать со стороны за происходящим и анализировать процесс, чтобы повысить его эффективность, обеспечить выполнение поставленной задачи);

• не даёт ответов на вопросы, не предлагает решений проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение (посредством фасилитации обеспечиваются освоение знаний, новой информации, выработка решений).

Для фасилитатора характерен особый тип поведения, ему требуются определённые навыки, набор средств и методов, позволяющих организовать работу группы, добиться выполнения поставленной задачи, формулировки участникам встречи понятных всем выводов и решений.

Фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают выдерживать чёткую повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками.

Педагог-фасилитатор должен придерживаться следующих правил взаимодействия с родителями:

• внушать и демонстрировать доверие;

• помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них;

• исходить из того, что у каждого родителя есть мотивации к взаимодействию;

• выступать для них источником опыта;

• проявлять эмпатию – способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его;

• быть активным участником группового взаимодействия;

• открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личную окраску преподаванию;

• владеть стилем неформального общения с родителями;

• обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Статус фасилитатора определяется тем, насколько он авторитетен, референтен, признан группой.

Необходимое условие возникновения фасилитативных эффектов – построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями.

Хороший фасилитатор может отличить решение, родившееся во время дискуссии, от перспективного, открывающего возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Он может распознать идеи, содержащие скрытые проблемы, и решения, способствующие достижению поставленных целей.

Не каждый педагог, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором, этому нужно учиться, но современная реальность диктует необходимость овладения навыками активных форм, и в целом, повышения профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с родителями.

Публикации по теме:

Использование интерактивных игр как нетрадиционной формы работы с родителями В настоящее время в детских садах все большую актуальность приобретают нетрадиционные формы работы с родителями. В нашем учреждении они.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование воспитателями технологии фасилитации как активной формы работы с родителями»
Опубликовано: 29 октября 2024 в 10:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование воспитателями технологии фасилитации как активной формы работы с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД