Вера Семенова
Консультация для педагогов «Логопедическая работа с обучающимися с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра. Я работаю с детьми данной категории уже несколько лет. И не видела в своей практике одинаковых аутистов. Каждый ребенок с РАС отличается своеобразием черт характера, проявлениями данного диагноза.
Но, все же, есть основные задачи и направления работы с обучающимися с РАС.
Публикация «Консультация для педагогов „Логопедическая работа с обучающимися с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
При работе с детьми данной категории нельзя говорить только о коррекционном воздействии, как все привыкли понимать работу логопеда. Невозможно исправить звукопроизношение или начинать работу по развитию слоговой структуры слова, если нарушены именно коммуникативные особенности речи ребенка. А у детей с РАС нарушена именно коммуникация.
Основными задачами логопедической работы при аутизме являются:
- Установление эмоционального контакта с ребенком. Нередко такие дети боятся громких звуков, говорят тихим голосом или шепотом. Логопеду также не стоит использовать в своей речи громкие выражения. А, при необходимости, нужно также перейти на шепот;
- Выяснение уровня контактности ребенка с незнакомым человеком (логопедом). Возможно потребуется ни одно занятие, чтобы ребенок с РАС начал реагировать на педагога и контактировать с ним;
- Первичное обследование речи (ее понимания);
- Обучение понимания речи;
- Обучение экспрессивной речи.
Направления логопедической работы :
1 - Обследование понимания ребенком речи.
В ходе наблюдения выясняется, выполняет ли ребенок словесные инструкции. В контексте происходящего (например, когда он играет с мозаикой, можно сказать: «Поставь на поле элемент желтого цвета»). Вне контекста происходящего («Подойди сюда», «Дай кубик»).
2 – Развитие понимания речи.
Необходимыми предпосылками обучения является частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций («Дай», «Покажи»).
3 – Развитие возможности активно пользоваться речью.
При аутизме в большей степени, чем при других нарушениях, заметна разница между тем, что ребенок знает и понимает, и тем, что он может произнести. Это связано с отсутствием или снижением речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить.
4 – Растормаживание речи.
Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.
Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой произвольного – звукового, а затем и словесного. Для подражания действия взрослого возможно использовать любые шумовые предметы (как фабричные, так и самодельные).
5 – Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.
В подходящий момент игры, когда удалось сосредоточить внимание ребенка на своем лице, можно, например, состроить гримасу удивления, конечно, с подходящим комментарием. Вообще нам важно добиться, чтобы ребенок как можно чаще смотрел на наше лицо, на рот именно в тот момент, когда мы что-то произносим.
6 - Формирование навыков активной речи.
Данный этап начинается с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям (как перед зеркалом, так и с помощью интерактивного комплекса). И заканчивается обучению умения отвечать на вопросы, вести диалог.
Развивая речь ребенка с РАС, параллельно ведется работа по развитию всех психических функций: восприятия, памяти,
внимания и мышления,
навыков счета и чтения,
используя различные виды игр (настольных, интерактивных).
Хочется отметить, что к каждому ребенку с РАС следует находить индивидуальный подход. Кто-то из таких детей замечательно пишет в тетради, но говорить с педагогом не хочет. Кто-то не приемлет тетрадь, но с удовольствием работает возле доски.
Некоторые дети показывают свои знания в рисунке.
Поэтому каждый специалист, работающий с детьми данной категории, должен учитывать все особенности ребят и строить свою работу, исходя их этих знаний. Систематические занятия с обучающимися с РАС приносят довольно неплохие результаты. Правда, для этого требуется очень много времени.