Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника» (8 фото)

Марина Буторина
Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее : «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложения предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим и экспрессивным отношением к действительности. Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах.

Публикация «Консультация для педагогов „Лепка для развития творческих способностей дошкольника“» размещена в разделах

Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»

Лепка- один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки- самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и :

- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

- возможность создания объемных поделок;

- умение планировать работу и доводить ее до конца;

- богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия, обеспечить развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Во время работы с пластилином, глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомиться с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

Лепка оказывает влияние на развитие творческих способностей ребенка. Создание ребенком во время лепки самых простых скульптур- творческий процесс. Так, шарообразный комок глины ему представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.

Дети любят лепить. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества. В младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках у воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.

Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела : глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

Глина

Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом работы следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею. Если глина попала на одежду- это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.

Пластилин

Услышав слово «пластилин» сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Благодаря развитию современной химической промышленности на прилавках магазинов можно увидеть много разных видов пластилина - обычный, перламутровый, флуорисцентный; в коробочках, баночках. Даже взрослому трудно устоять перед изобилием выбора – сразу хочется лепить. Чтобы пластилин к началу работы был мягок, его следует положить ненадолго в теплое место. Приемы лепки из пластилина разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объема, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Процесс смешивания пластилина очень интересен детям и тоже способствует развитию творческой активности.

Тесто

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

Рецепт теста: смешать 2 части муки с 1 частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим. Хранить тесто лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Приемы работы с тестом очень схожи с приемами работы с пластилином. Но нужно учитывать что тесто более сложный материал и отдельные детали не нужно примазывать, а просто смочить водой. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Поделки из соленого теста займут достойное место в уголке изодеятельности, украсят интерьер группы, раздевалки, будут способствовать развитию эстетического восприятия.

Снег

Фото «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»

Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега- очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости. Совместное обыгрывание построек сближает детей, укрепляет дружбу, формирует нравственные качества. И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.

Песок

Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объемных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие – достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.

Виды лепки :

- предметная

- сюжетная

- декоративная

В предметной лепке изображение отдельных предметов является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому главной задачей является обучение детей изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большего объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Основные задачи при обучении сюжетной лепке : - научить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

- научить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

- использовать различные приемы лепки.

Декоративная лепка – это создание детьми предметов на темы народного декоративно-прикладного искусства. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Художественно-творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.

Хочется сказать еще об одном виде лепки – по замыслу. Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

Для изображения объемной формы в работе с детьми используют несколько способов лепки : конструктивный, пластический или скульптурный, комбинированный. Это традиционные способы лепки, которые в достаточной мере способствуют всестороннему развитию детей и рекомендованы программой детского сада.

Для поддержания интереса к процессу лепки и развития творческих способностей в работе с детьми можно использовать так называемые нетрадиционные способы и лепить не скульптуры, а картины.. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную, или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

Барельеф – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы).

Горельеф – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

Эти два способа известны достаточно давно.

Пластилинография – нетрадиционная техника изобразительного искусства,по сравнению с двумя другими, появилась значительно недавно, но завоевала огромную популярность у педагогов. Принцип ее заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Основой может служить цветной картон, что во многом упрощает работу дошкольникам.

На протяжении нескольких лет я охотно использую эту технику в работе с детьми.

Чтобы создавать лепные картины ребенок должен хорошо освоить приемы лепки, которые используют в традиционных способах : отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы, процарапывние и др.

Детям младшего дошкольного возраста сложно самостоятельно работать в этой технике, так как у них недостаточно освоены эти приемы. Поэтому знакомить детей с этой техникой я начинаю поэтапно.

Первый этап – нанесение пластилина на поверность бумажной основы-силуэта (круги, листья, овалы, рукавички, елочки и др.) , закрепляем прием отщипывания, оттягивания.

Второй этап – это нанесение пластилина на бумажную основу, ограниченную контуром.

Консультация для педагогов - фото

Третий этап – декорирование (пластилином, природными материалами – семенами подсолнечника, кабачков, тыквы, арбуза; бросовым материалом – крышки, пробки и др.) . Закрепляем приемы отщипывания, раскатывания, сплющивания, вдавливания.

Фото №1 Лепка это один из видов изобразительной деятельности дошкольников основное назначение которой образное отражение действительности

Далее – изображение простых предметных картинок на основе (яблоко, дерево, зайчик и др.). Закрепляем приемы отщипывания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.

Фото №2 Значение лепки для развития ребенка огромно

Следующий этап – смешивание пластилина. Дети с интересом узнают, что пластилин можно смешивать так же, как и краски и начинают активно экспериментировать. Это занятие служит большим толчком для развития цветовосприятия, эстетического восприятия, творческого воображения.

Фото №3 Гинцбург говорил о значении лепки следующее В семье изобразительных искусств

Далее мы переходим с детьми к созданию коллективных работ для украшения интерьера (ваза с цветами) или картин с определенным сюжетом.

Фото №4 Конспекты лепка играет ту же роль как и арифметика в математических науках

И уже в старшем дошкольном возрасте, овладев определенными умениями и навыками, ребенок может самостоятельно задумать и воплотить в картине свой творческий замысел.

Фото №5 Это азбука представления о предмете

Приятно, когда ребенок делает что то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребенка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении.

Конструирование как основа для развития творческих способностей детей Доклад для воспитателей Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и.

Игра для развития воображения, творческих способностей, развития мелкой моторики и глазомера «Цветные резиночки»Игра для развития воображения, творческих способностей, развития мелкой моторики и глазомера «Цветные резиночки» Игровое пособие выполнено в рамках взаимодействия с родителями по развитию моторики рук детей. На деревянный квадрат прикреплены кнопки-гвозди.

Квилинг как средство развития творческих способностей детей 5–6 лет Игрушка-самоделка, изготовленная посредством квилинга, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет Сегодня проблема творческого.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Лекторий «О проблемах развития творческих способностей у дошкольников» Лекторий: «О проблемах развитие творческих способностей у дошколят» Воспитатель: Таранова Л. В., МБДОУ №3 г. Лебедянь В. А. Сухомлинский.

Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей» Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей» В соответствии с федеральными государственными требованиями, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Родительское собрание «Роль семьи в развитие творческих способностей дошкольника» Родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в развитие творческих способностей дошкольника»Под девизом: Кто делает добрые дела, тому и жизнь.

Консультация «Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО» Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО: центр экспериментирования. Слайд №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»
Опубликовано: 31 января 2016 в 17:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Буторина (УИ 314693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД