Марина Буторина
Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее : «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложения предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим и экспрессивным отношением к действительности. Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах.
Публикация «Консультация для педагогов „Лепка для развития творческих способностей дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Лепка- один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки- самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и :
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия, обеспечить развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Во время работы с пластилином, глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомиться с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности.
Лепка оказывает влияние на развитие творческих способностей ребенка. Создание ребенком во время лепки самых простых скульптур- творческий процесс. Так, шарообразный комок глины ему представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.
Дети любят лепить. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества. В младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках у воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.
Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела : глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.
Глина
Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом работы следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею. Если глина попала на одежду- это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.
Пластилин
Услышав слово «пластилин» сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Благодаря развитию современной химической промышленности на прилавках магазинов можно увидеть много разных видов пластилина - обычный, перламутровый, флуорисцентный; в коробочках, баночках. Даже взрослому трудно устоять перед изобилием выбора – сразу хочется лепить. Чтобы пластилин к началу работы был мягок, его следует положить ненадолго в теплое место. Приемы лепки из пластилина разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объема, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Процесс смешивания пластилина очень интересен детям и тоже способствует развитию творческой активности.
Тесто
Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.
Рецепт теста: смешать 2 части муки с 1 частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим. Хранить тесто лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Приемы работы с тестом очень схожи с приемами работы с пластилином. Но нужно учитывать что тесто более сложный материал и отдельные детали не нужно примазывать, а просто смочить водой. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Поделки из соленого теста займут достойное место в уголке изодеятельности, украсят интерьер группы, раздевалки, будут способствовать развитию эстетического восприятия.
Снег
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега- очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости. Совместное обыгрывание построек сближает детей, укрепляет дружбу, формирует нравственные качества. И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.
Песок
Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объемных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие – достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.
Виды лепки :
- предметная
- сюжетная
- декоративная
В предметной лепке изображение отдельных предметов является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому главной задачей является обучение детей изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большего объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Основные задачи при обучении сюжетной лепке : - научить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
- научить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
- использовать различные приемы лепки.
Декоративная лепка – это создание детьми предметов на темы народного декоративно-прикладного искусства. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Художественно-творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.
Хочется сказать еще об одном виде лепки – по замыслу. Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.
Для изображения объемной формы в работе с детьми используют несколько способов лепки : конструктивный, пластический или скульптурный, комбинированный. Это традиционные способы лепки, которые в достаточной мере способствуют всестороннему развитию детей и рекомендованы программой детского сада.
Для поддержания интереса к процессу лепки и развития творческих способностей в работе с детьми можно использовать так называемые нетрадиционные способы и лепить не скульптуры, а картины.. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную, или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.
Барельеф – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы).
Горельеф – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.
Эти два способа известны достаточно давно.
Пластилинография – нетрадиционная техника изобразительного искусства,по сравнению с двумя другими, появилась значительно недавно, но завоевала огромную популярность у педагогов. Принцип ее заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Основой может служить цветной картон, что во многом упрощает работу дошкольникам.
На протяжении нескольких лет я охотно использую эту технику в работе с детьми.
Чтобы создавать лепные картины ребенок должен хорошо освоить приемы лепки, которые используют в традиционных способах : отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы, процарапывние и др.
Детям младшего дошкольного возраста сложно самостоятельно работать в этой технике, так как у них недостаточно освоены эти приемы. Поэтому знакомить детей с этой техникой я начинаю поэтапно.
Первый этап – нанесение пластилина на поверность бумажной основы-силуэта (круги, листья, овалы, рукавички, елочки и др.) , закрепляем прием отщипывания, оттягивания.
Второй этап – это нанесение пластилина на бумажную основу, ограниченную контуром.
Третий этап – декорирование (пластилином, природными материалами – семенами подсолнечника, кабачков, тыквы, арбуза; бросовым материалом – крышки, пробки и др.) . Закрепляем приемы отщипывания, раскатывания, сплющивания, вдавливания.
Далее – изображение простых предметных картинок на основе (яблоко, дерево, зайчик и др.). Закрепляем приемы отщипывания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.
Следующий этап – смешивание пластилина. Дети с интересом узнают, что пластилин можно смешивать так же, как и краски и начинают активно экспериментировать. Это занятие служит большим толчком для развития цветовосприятия, эстетического восприятия, творческого воображения.
Далее мы переходим с детьми к созданию коллективных работ для украшения интерьера (ваза с цветами) или картин с определенным сюжетом.
И уже в старшем дошкольном возрасте, овладев определенными умениями и навыками, ребенок может самостоятельно задумать и воплотить в картине свой творческий замысел.
Приятно, когда ребенок делает что то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребенка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.