Александра Скопылатова
Консультация «Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО :
центр экспериментирования.
Слайд № 1
Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому, что только активные, творческие личности будут успешными в жизни. Для развития этих качеств очень подходит центр экспериментирования в группе детского сада.
Публикация «Консультация „Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Слайд № 2
В работе многих ученых говорится об экспериментировании, так свою точку зрения высказывал Климент Аркадьевич Тимирязев, он говорил:
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
А Василий Александрович Сухомлинский говорил, что:
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
Слайд № 3
Чтобы создать условия для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования нужно стараться осуществлять свою работу на основе следующих принципах:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас,
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
И мы, как наставники и помощники детей, должны им в этом помочь.
Так китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму»
Это говорит о том, что - Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание детского экспериментирования.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок сам слышит, видит и делает. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику.
Слайд № 4
Центр экспериментирования в моей старше - подготовительной группе располагается рядом с центром природы, что позволяет осуществлять опыты, эксперименты и наблюдения за растениями. Сам центр экспериментирования включает в себя такие объекты изучения как: :
• «Песок и вода»
• «Воздух»
• «Звук
• «Стекло»
• «Свет»
• «Бумага»
• «Магнит»
• «Резина»
Слайд № 5
Для доступного экспериментирования детей должны быть соответствующее оборудование и материалы.
Так в младше-средней группе для этого должно быть-
ёмкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, трубочки, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, мерные стаканчики, мерные ложки, верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, фонарик, деревянные ложки, зеркала,, лупа, магниты, магнитная доска
Слайд № 6
А в старше-подготовительной группе добавляется оборудование для более сложных экспериментов. Это: пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, банки, бутылки, крышки, весы, глобус клеёнчатые фартуки микроскоп, монеты, песочные часы, пипетки, пульверизатор, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, пипетки, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, грузы разного веса, совок, отвёртки, сито.
Слайд № 7
Но чтобы успешно провести опыт или эксперимент необходимы материалы, так в младше-средней группе мы используем:, камешки, песок, вода, мыло, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, метал-лические предметы и т. д.) , опилки, шарики из разного материала, горох, пшено дощечки, бруски, кусочки разной ткани, перышки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д., пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой, кусочки меха, вата
Слайд № 8
А вот в старше-подготовительной группе добовляются в работе такие материалы как: бисер, стеклярус, янтарь, свечи, наждачная бумага, крупы природный материал, мелкие металлические предметы.
Слайд № 9
В центре экспериментирования оборудование и материалы меняются еженедельно, в зависимости от темы. На примере работы нашего садика хотелось бы показать перспективное планирование экспериментальной деятельности на октябрь месяц:
Месяц Темы занятий-экспериментов
Октябрь Первая неделя
Какая бывает вода? Вторая
неделя
Вода-растворитель.
Очищение воды. Третья неделя
Сила тяготения. Четвертая неделя
Упрямые предметы. Пятая неделя
Волшебные стеклышки.
Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.
Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Задача: дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Задача: познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Слайд № 10
Наполняемость центра экспериментирования зависит от темы экспериментов.
Например: На первой неделе октября «Какая бывает вода?» в центре экспериментирования находились:
• таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинки для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы;
• алгоритмы выполнения опытов, клеенка, ведерки.
• журнал, в котором дети зарисовывают этапы эксперимента.
На протяжении всей недели мы с детьми изучали воду (Какая вода? Имеет ли вода вес? Как это проверить? Имеет ли вода форму? Какой формы вода? В каком сосуде больше всего воды? Как можно доказать, что во всех сосудах одинаковое количество воды? Как можно убедиться, что вода прозрачная)
Слайд № 11
На второй неделе октября, название: «Вода-растворитель. Очищение воды», мы использовали оборудование и материалы указанные на слайде
а изучали такие вопросы как: Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде? Что произошло с водой после смешивания? Можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать? Можно ее отфильтровать? Из чего можно сделать фильтр? Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?
Слайд № 12
Для изучения темы «Волшебные стеклышки» в центре эксперементирования для детей были представлены следующие материалы:
лупы, микроскопы, готовые образцы для рассматривания под микроскопом, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев;
Ребята с большим интересом изучали бинокль, предметы под микроскопом, лупами. Все свои наблюдения они заносили в журнал опытов.
Слайд № 13
В работе для проведения успешного опыта или эксперимента я опираюсь на следующую структуру проведения опыта.
Структура детского экспериментирования.
Проблемная ситуация Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
Подтвердилось Не подтвердилось
Формулирование выводов Возникновение новой (как получилось) гипотезы, предположений. Реализация в действии
Подтвердилось Формулирование вывода (как получилось)
Слайд № 14
Хочется отметить, так как группа, на которой я работаю разновозрастная, то и задачи при проведении опыта ставятся разные для старшего и подготовительного возраста и сравнительная таблица дает более подробное представление о поставленных задачах перед педагогом.
Так в конце года старшая группа должна уметь анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, а в подготовительной группе дети должны развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Сравнительная таблица этапов усложнения в поисково-познавательной деятельности дошкольников.
Старшая группа Подготовительная группа
1.
Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:
• высказывать предположения об ожидаемом результате.
• определять цель деятельности, условия ее достижения.
• с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
2.
Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
3.
Познакомиться с понятиями линия, система, подсистема.
Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира. 1.
Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа.
По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.
Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
2.
Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно проводить опыты с веществами.
3.
Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, назначение, его существование во времени и пространстве и пр.)
Слайд № 15
Выводом и целью экспериментальной деятельности становится не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования, которое оценивается по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и в процессе деятельности.
Поэтому, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования.
Слайд № 16
Спасибо за внимание.