Ольга Николаевна
Консультация для педагогов «Как познакомить дошкольников с миром природы летом»
▼ Скачать + Заказать документы
В летнее время мы знакомим детей с природой.
Чтобы дети лучше понимали сезонные изменения в природе, важно не просто рассказывать им об отдельных явлениях, а помочь осознать, как жизнь в природе протекает в целом. Наблюдение за природой в развитии поможет детям глубже понять её и подготовиться к усвоению таких понятий, как «время года» и «лето».
Публикация «Консультация для педагогов „Как познакомить дошкольников с миром природы летом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Лето — лучшее время для общения детей с природой. Поэтому мы должны тщательно подготовиться к этому периоду. Воспитателям необходимо хорошо знать последовательность наступления природных явлений в нашем регионе, а также экологию растений и животных, которые обитают рядом с нами. Это поможет организовать интересные наблюдения для детей.
Работа по ознакомлению дошкольников с летними природными явлениями и поддержание интереса к ним во многом зависят от тщательного планирования и хорошо продуманной организации эколого-педагогического процесса.
Воспитателю важно помнить, что дети дошкольного возраста активно изучают окружающий мир, и некоторые растения, которые они могут встретить в лесу, на лугу или у водоёмов, могут быть опасными. Поэтому нам необходимо заранее изучить растения, которые растут вокруг детского сада, и обратить особое внимание на ядовитые виды, такие как дурман, белена чёрная, болиголов пятнистый, паслён чёрный и собачья петрушка. Ландыш, который всем известен как одно из самых ядовитых растений, также является лекарственным.
Ознакомление дошкольников с природой летом должно проводиться в разных возрастных группах. Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с характерными особенностями летнего сезона и воспитывает способность наслаждаться красотой родной природы.
Например, в младшей группе дети изучают наиболее яркие и характерные для этого времени года явления: тепло, иногда жарко, светит солнце, идёт дождь, дует ветер, появляется луна. Они также устанавливают зависимость своей одежды от погоды.
В средней группе педагог продолжает знакомить детей с характерными явлениями летней природы, опираясь на их предыдущий опыт. Он обращает внимание на то, что солнце греет сильнее, чем зимой, дует тёплый ветер и идут дожди, а иногда гремят грозы.
Дети наблюдают за движением облаков и начинают замечать простые связи: когда ярко светит солнце, становится жарко. После дождя или грозы природа заметно оживает, воздух становится особенно свежим, а трава, цветы и деревья — чистыми и блестящими.
Воспитатель учит детей старшего дошкольного возраста распознавать состояние погоды по ряду признаков: движению туч, поведению животных, птиц, насекомых и земноводных. Они учатся определять погоду соответствующим словом-термином. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с летним временем года.
Для эмоционального освоения знаний и формирования познавательного отношения к природе летом педагоги используют загадки, поговорки, присказки и народные приметы. Это позволяет расширить представления детей и развить их наблюдательность. В словарь дошкольников постепенно вводятся слова, характеризующие то или иное состояние погоды, например: «знойный ветер», «тихий ветерок», «солнечная погода» и другие.
Знакомство с народными приметами помогает детям замечать изменения в природе и делать прогнозы о погоде. Например, они знают, что небольшой дождь летним утром предвещает хорошую погоду днём. Усиление ветра после продолжительного затишья тоже говорит о скором дожде. А радуга на небе обычно предвещает перемену погоды.
Также важно создать условия для интересной и познавательной деятельности детей на участке детского сада летом. Занятия и повседневная работа на огороде и в цветнике могут быть разделены по видам растений (выращивание овощей и цветов) и этапам работы (уход за растениями, сбор урожая).
Детей нужно не только увлечь перспективой вырастить красивые цветы и вкусные овощи, но и показать им важность систематического ухода за растениями. Они должны понимать, что растения нуждаются в поливе, рыхлении почвы, прополке, прореживании и подкормке. При этом ребята должны учитывать особенности строения растений, их период роста и развития, а также потребности.
Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей нужно научить различать сорняки и культурные растения.
Детям также следует давать задания, которые требуют внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошкольники могут замечать и рассказывать о том, что изменилось: появились новые листья, бутоны, цветы.