Ольга Шульгина
Консультация для педагогов. Использование фольклора в адаптационный период с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора в адаптационный период с детьми раннего возраста.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Ведь позитивный эмоциональный опыт - платформа для будущего развития ребенка. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Педагогу группы раннего возраста, умеющему развлекать, играть, перевоплощаться, следует, прежде всего, любить детей. И эта любовь к ним должна проявляться в его облике, словах и действиях.
Маленькие дети, еще очень многого не зная об окружающем мире, по выражению лица воспитателя делают свои первые выводы о том, что хорошо, а что плохо. Ведь «язык» эмоций - это самый первый способ коммуникации в окружающем мире.
Но малыш чувствителен и к голосу взрослого. Интонационная выразительность речи воспитателя «завораживает» его. Ребенок с рождения, прежде всего, воспринимает приоритетно звуки человеческой речи, а не шумы и музыкальные звуки. В период адаптации педагогу необходимо вводить в речь фольклорные элементы (потешки, присказки, считалки, стихотворения для детей) и использовать их в соответствующих ситуациях, чтобы успокоить ребёнка, развеселить его, а, может быть, даже заставить засмеяться.
Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово.
Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
Можно использовать фольклор с первого знакомства с детьми. В период адаптации встречаем детей яркими игрушками, читаем потешки об игрушках, сопровождаем их движениями. Включаем магнитофон, где звучат детские песенки, такие как «Петушок», «Собачка Жучка» и др. Используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния «Пальчики, пальчики – девочки и мальчики», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка»
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался, скок-скок-скок, белый маленький зверек…».
Занятия по физическому развитию проводим по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Колобок» и др. Так как образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Малые формы фольклора используем в разных видах деятельности.
На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».
Во время режимных моментов, например в умывальной комнате, где ребенок моется, причесывается, читаем потешку: «Водичка, водичка…».
А к обеду детей приглашает Зайка-Зазнайка. В лапе он держит потешки, которые мы читаем при кормлении: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…».
В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее в сумочке потешки и колыбельные песенки, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстро заснуть («Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять»). Перед сном поём и поглаживаем детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос. Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек «Потягуни-потягушечки…»
На прогулке проводим наблюдения за явлениями неживой и живой природы через потешки: «Солнышко-ведрышко…», «Дождик, дождик, веселей…», «Улитка, улитка, покажи свои рога…», «Божья коровка, черная головка…» и др.
Кроме того, на прогулке используем фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси» и др. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком.
Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков и, в конечном счете, становлению личности ребенка.
После знакомства со сказкой, потешкой, иллюстрацией мы оставляем ее в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их.
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.
Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности, способствует успешной адаптации у детей раннего возраста.
Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики рук, учит малыша преодолевать страх. Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. Они способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых доверительных отношений между педагогами и детьми. Использование произведений устного народного творчества в играх и повседневной деятельности значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Другими словами - это интеграция образовательных областей.
Тем самым, фольклор используется не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и идет приучение детей к порядку.
Успешная адаптация детей находится в прямой зависимости от взаимодействия семьи и ДОУ. В этот сложный период адаптации для малышей и их родителей проводятся консультации и индивидуальные беседы. В раздевалке оформляются папки-передвижки "Адаптация детей к условиям ДОУ", "Поиграйте с нами" с фольклорными произведениями, где особая роль отводится пальчиковым играм. Проводятся родительские собрание на тему: "Использование фольклора в режимных моментах", «Воспитание сказкой». Таким образом, целенаправленная систематическая работа в ДОУ и с семьей помогает заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами, побудила интерес к их использованию фольклорных произведений в повседневной жизни, активизировала на участие в жизни группы, помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.
То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.