Папки-передвижки

Консультация для педагогов. Использование фольклора в адаптационный период с детьми раннего возраста

Ольга Шульгина
Консультация для педагогов. Использование фольклора в адаптационный период с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов.

Использование фольклора в адаптационный период с детьми раннего возраста.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Темочки:

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Ведь позитивный эмоциональный опыт - платформа для будущего развития ребенка. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Педагогу группы раннего возраста, умеющему развлекать, играть, перевоплощаться, следует, прежде всего, любить детей. И эта любовь к ним должна проявляться в его облике, словах и действиях.

Маленькие дети, еще очень многого не зная об окружающем мире, по выражению лица воспитателя делают свои первые выводы о том, что хорошо, а что плохо. Ведь «язык» эмоций - это самый первый способ коммуникации в окружающем мире.

Но малыш чувствителен и к голосу взрослого. Интонационная выразительность речи воспитателя «завораживает» его. Ребенок с рождения, прежде всего, воспринимает приоритетно звуки человеческой речи, а не шумы и музыкальные звуки. В период адаптации педагогу необходимо вводить в речь фольклорные элементы (потешки, присказки, считалки, стихотворения для детей) и использовать их в соответствующих ситуациях, чтобы успокоить ребёнка, развеселить его, а, может быть, даже заставить засмеяться.

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово.

Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Можно использовать фольклор с первого знакомства с детьми. В период адаптации встречаем детей яркими игрушками, читаем потешки об игрушках, сопровождаем их движениями. Включаем магнитофон, где звучат детские песенки, такие как «Петушок», «Собачка Жучка» и др. Используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния «Пальчики, пальчики – девочки и мальчики», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка»

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался, скок-скок-скок, белый маленький зверек…».

Занятия по физическому развитию проводим по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Колобок» и др. Так как образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Малые формы фольклора используем в разных видах деятельности.

На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».

Во время режимных моментов, например в умывальной комнате, где ребенок моется, причесывается, читаем потешку: «Водичка, водичка…».

А к обеду детей приглашает Зайка-Зазнайка. В лапе он держит потешки, которые мы читаем при кормлении: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…».

В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее в сумочке потешки и колыбельные песенки, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстро заснуть («Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять»). Перед сном поём и поглаживаем детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос. Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек «Потягуни-потягушечки…»

На прогулке проводим наблюдения за явлениями неживой и живой природы через потешки: «Солнышко-ведрышко…», «Дождик, дождик, веселей…», «Улитка, улитка, покажи свои рога…», «Божья коровка, черная головка…» и др.

Кроме того, на прогулке используем фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси» и др. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком.

Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков и, в конечном счете, становлению личности ребенка.

После знакомства со сказкой, потешкой, иллюстрацией мы оставляем ее в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.

Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности, способствует успешной адаптации у детей раннего возраста.

Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики рук, учит малыша преодолевать страх. Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. Они способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых доверительных отношений между педагогами и детьми. Использование произведений устного народного творчества в играх и повседневной деятельности значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Другими словами - это интеграция образовательных областей.

Тем самым, фольклор используется не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и идет приучение детей к порядку.

Успешная адаптация детей находится в прямой зависимости от взаимодействия семьи и ДОУ. В этот сложный период адаптации для малышей и их родителей проводятся консультации и индивидуальные беседы. В раздевалке оформляются папки-передвижки "Адаптация детей к условиям ДОУ", "Поиграйте с нами" с фольклорными произведениями, где особая роль отводится пальчиковым играм. Проводятся родительские собрание на тему: "Использование фольклора в режимных моментах", «Воспитание сказкой». Таким образом, целенаправленная систематическая работа в ДОУ и с семьей помогает заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами, побудила интерес к их использованию фольклорных произведений в повседневной жизни, активизировала на участие в жизни группы, помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.

То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Публикации по теме:

Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Отчет за летний оздоровительный период с детьми раннего возраста Воспитатель : Шкиль Е. А. Тема: «Ребёнок и безопасность». С 1 -7 июня тема: «Машины бывают разные. " Консультация с родителями на тему: «Помни.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов. Использование фольклора в адаптационный период с детьми раннего возраста
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 11:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов. Использование фольклора в адаптационный период с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шульгина (УИ 596667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД