Диана Эюпова
Консультация для педагогов «Инновационные технологии в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот мы взяли краски в руки
И не стало в доме скуки,
Чтобы было веселей –
Яркой краски не жалей!
Э. Успенский
Согласно ГОСТа ДО, большое влияние на воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей доброты и красоты имеет изобразительная деятельность. Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем. Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание.
Публикация «Консультация для педагогов „Инновационные технологии в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи информации. Основной акцент нужно делать на нетрадиционные способы изображения. Здесь присутствует элемент необычности, что доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что - нибудь придумывать. Ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем. А фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Разумеется, вводить нетрадиционные приёмы в изодеятельность с дошкольниками надо разумно, ни в коей мере, не умаляя значения классических техник, а главное учитывать целесообразность применения по той или иной теме.
В систему обучающего процесса надо включать самые необычные средства изображения: размазывание краски пальцами, рисование свечой, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, по клейстеру, также комбинирование разных материалов: коктейльные трубочки, расческу, зубную щетку, ватную палочку, спички, зубочистки. Можно использовать смешанные изобразительные техники (рисование солью, рисование клеем, рисование ватными палочками).
Любят дети рисовать и мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем намного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить бумагу и дорисовать детали - и рисунок готов.
Темы: «Одуванчики», «Облака», «Зимний пейзаж», «Букет маме».
Как показывает практика работы с детьми, особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся приёмы, позволяющие экспериментировать с материалами. Дети, фантазия которых еще не обременена изобразительными стереотипами, мешающими творческому процессу, с удовольствием включаются в эксперимент.
Учитывая это, мною были введены такие инновационные технологии :
кляксография,
рисование на длинной полоске бумаги,
рисование с секретом в три пары рук,
точечный рисунок,
поролоновые рисунки,
разрисовка камешков,
монотипия,
рисование на мокрой бумаге,
граттаж,
тканевые изображения,
объемная аппликация,
рисование с помощью открыток,
жгутиковое плетение (из полоски фольги скатывается трубочка, перекручивается по всей длине и получается жгутик). Из него изгибается контурное изображение предмета, накладывается на картон, заполняется тонким слоем пластилина, украшается бисером, блёстками, тиснение.
Тема: «Виноград», «Валентинка», «Новогодняя елочка».
В случае присутствия у детей нарушения эмоционально – волевой сферы (снижение психоэмоционального контроля, преобладание негативных эмоций) одним из эффективных методов в работе является использование арт - терапии. Это педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья детей и выполняет психологические и коррекционные функции. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, неуверенность в себе, тревожность). На занятиях в нашем ДОУ мы применяем одну из разновидностей арт – терапии – инновационные технологии в изодеятельности. При правильной организации работы в данном направлении у детей совершенствуется познавательная деятельность (восприятие, воображение, мышление, внимание, также совершенствуется эмоционально - волевая сфера, воспитывается умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Существуют определенные четкие правила в использовании инновационных технологий :
- пробуждение интереса,
- формирование целей, задач, порядка работы,
- обеспечение рабочего места,
- определение вида работы,
- спокойная обстановка,
- исключение критики,
- смена формы занятий,
- мотивация доводить дело до конца.
Используемые техники :
Рисование с помощью изоленты используется в старшем дошкольном возрасте. Используя обычную изоленту или скотч, любому ребёнку будет интересно изготовить симпатичную аппликацию. Необычный способ рисования получается. если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того, как краска высохнет, изоленту снять.
Темы: «Высокие дома», «Красивая картина», «Снежинка», «Дерево зимой».
Рисование песком и солью со старшего дошкольного возраста. Прорисовывается контур рисунка клеем, сверху притрусить солью или песком. Рисунок можно оставить в первоначальном виде, можно высушенную работу раскрасить красками.
Темы: «Салют», «Цветочная поляна», «Зимний лес».
Рисование клейстером тоже используется в работе со старшими детьми. Для работы необходимо заварить клейстер и смешать его с краской. Затем нанести его равномерно на бумажный лист достаточно объёмным слоем. Палочкой процарапывается рисунок и оставляется до полного высыхания.
Темы: «Пейзаж», «Красивая весна», «На полянке».
Техника рисования пеной для бритья интересна детям уже с младшего дошкольного возраста. Пену для бритья распределяют ровным слоем по картону. Накапать в произвольном порядке гуашь на пену и аккуратно её снять.
Темы: «Цветы для мамы», «Дождливое утро», «Водопад».
Шариками в краске или цветным льдом с младшего дошкольного возраста. На дне коробки располагается бумага. Шарики окунаются в краску и выкладываются на дно коробки. Шарики перекатываются в разных направлениях.
Темы: «Весенний ковер», «Узор на стекле», «Платье для куклы».
Безумное рисование: на большом куске бумаги с горки шариками в краске или цветным льдом.
Традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы развития творческой личности. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку. С этой целью в нашем детском саду на ряду с традиционными формами работы используются приёмы, позволяющие экспериментировать с материалами. Дети с удовольствием занимаются изготовлением своими руками необыкновенных вещей, подарков, поделок из природного, бросового материала. Эти приёмы позволяют детям проявлять неординарность, открывается индивидуальность ребёнка, снимаются комплексы, появляется чувство комфорта и раскованности.
На занятии используются:
- работа в паре,
- работа в группе,
- коллективная работа.
Подводя итог, нельзя не заметить эмоциональный подъё м у детей: почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, в проявлении самостоятельности в выборе материала и техники. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получается красиво.
Результатом использования нетрадиционных техник в детском творчестве является: овладение новыми способами художественных изобразительных техник, умение передавать чувства.
Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, даёт возможность сделать прекрасное своими руками, да ещё с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех и дать педагогу новый потенциал в исследовании, придумывании, изобретении каких – то новых вариантов выражения детской фантазии, которая запечатлена в искренних, не похожих друг на друга, работах детей.
Каждый час и каждую минуту
Осознаю ответственность свою,
Из детских душ таинственных и хрупких
Неповторимые шедевры создаю.
Я педагог, творец и многогранник,
С истоками добра – с теплом души,
И за руку со мной в страну искусства
Уверенно шагают малыши!