Татьяна Созыкина
Консультация для педагогов «Игра как форма коррекционно-развивающей работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра как форма коррекционно-развивающей работы с детьми»
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (или умение общаться) - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Публикация «Консультация для педагогов „Игра как форма коррекционно-развивающей работы с детьми“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.
По последним данным:
У 70 % детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере.
80 % детей этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность.
Для 40 % характерен низкий уровень развития познавательных процессов.
Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- эмоционально сопереживать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому;
- решать онфликтные ситуации.
Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра, которая является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра дает ребенку возможность выражать свои чувства и влечения, которые не находят выражения вне игры. Она является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения. Прожив в игре определенные моменты, ребенок сможет перенести их в реальную жизнь. Уже в реальности, руководствуясь своими знаниями и правилами, подчиняет этим правилам своё импульсивное поведение. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.
Двигательная активность - одна из составляющих полноценного развития дошкольника. В этот период ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё, в том числе и головной мозг. Эмоциональный подъём создает у детей повышенный тонус.
Игры с активным физическим компонентом удовлетворяют потребности в движении, учат владеть своим телом, развивают физические, умственные и творческие способности.
В средней, старших и подготовительных группах я провожу психологические минутки. Каждое занятие включает в себя 3 основных блока: саморегуляция, психологические игры, рефлексия.
В старших группах мною проводятся коррекционно-развивающая программа «Корабль» и кружок по изо-терапии. Цели и задачи очень похожи.
В изо-терапии ведущим является рисование. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразит свободно свои мысли и чувства. Во время художественного творчества в сознании детей происходит отражение и моделирование социальной действительности, формируется отражение к ней.
Ребенка больше интересуетне сюжет, а сам процесс изменения окружающего мира с помощью цвета. Рисование дарит ощущение первооткрывателя, радости и уверенности в себе.
Рисование – это естественная возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно – моторной координации. Оно требует участия многих психических функций. Научные исследования в области изотерапии подтверждают, что дети, которые любят рисовать, отичаются большой фантазией, гибкостью суждений и непосредственностью в выражении чувств.
Цель: развитие и коррекция коммуникативной, эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста через игровую и изобразительную деятельность.
Задачи:
- Способствовать самопознанию ребенка, помочь ему осознать свои особенности и предпочтения.
Познание своего внутреннего мира: рисуем цвет волшебства, форму волшебства, «волшебную музыку», «волшебный запах». Готовность прийти на помощь: спасаем обитателей морей и океанов.
- Помочь ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение
Изучаем мир эмоций, показываем эмоции, выбираем эмоцию. Рисуем наши эмоции в цвете (вина). Настроение с частичкой души («Фонтан веселья»).
- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе
Принимаем коллективное решение, группой создаем общее произведение.
«Пингвины на льдине»
- Помочь снять психологическое и мышечное напряжение, тревожность
Прогоняем лень, говорим о своих чувствах и эмоциях. Гуашь – лучшее терапевтическое средство.
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Невербальное общение – миниатюры.
«Незаконченные фигуры»
Кляксография
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно, поэтому на наших занятиях дети знакомятся с правилами игры, играют в нее, после проведения игры анализируют и обсуждают полученный ими опыт. Затем эта игра проводятся воспитателями в группе и на прогулках в течение недели.
С помощью специальных игр и упражнений. Эти упражнения делятся на 6 групп:
1. "Я и мое тело".
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т. к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически запущен.
Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры ( двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь").
Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).
2. "Я и мой язык".
Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").
3. "Я и мои эмоции".
Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях).
4. "Я и Я".
Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" (младший школьный возраст) "За что меня можно любить? За что меня можно ругать?", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения "Я").
5. "Я и моя семья".
Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей?"; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").
6. "Я и другие".
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
(Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т. п.)", проигрывание ситуаций).