Наталья Рожкова
Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи»
Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- обучить приемам выделения звуков из ряда звуков, слогов и слов; элементарного звуко-слогового анализа и синтеза;
- вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамоте.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход:
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Как вы думаете, что должно входить в подготовку к обучению грамоте? (Ответы родителей.) Обычно подготовка начинается лишь по достижении ребенком 5-6 летнего возраста, то есть почти на пороге школы. Нам хотелось бы рассмотреть вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения логопеда, которому постоянно приходится заниматься далеко непростым делом выравнивания «огрехов» такой подготовки.
Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте обычно выделяются среди своих сверстников, по мнению родителей, тем, что не выговаривают некоторые звуки, и поэтому не вызывают у них особой тревоги. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность этих детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.
Для таких детей совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе. Поэтому очень важно выявить их еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начать с ними целенаправленную работу.
Для успешного овладения процессами чтения и письма ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:
• достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений;
• хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом грамматическим строем, связной речью);
• развитая тонкая ручная моторика.
Приближается к концу наш первый год пребывания коррекционной работы. На сегодняшний день у детей есть достаточный запас достижений и имеются определенные трудности. Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте в рамках программы среднего дошкольного возраста. Исходя из ваших вопросов, возникших в результате выполнения домашних рекомендаций учителя-логопеда, мы решили провести вместе с вами практическое мероприятие с целью демонстрации коррекционных приемов.
Для того, чтобы усвоить буквы, ребенок прежде всего должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным зрительным образом буквы.
Ребенок должен слышать звук вначале слова, в конце слова, находить место звука в слове, осуществлять звуковой анализ и синтез слов, различать акустически близкие звуки.
Я хочу предложить вам игры и упражнения.
* Дидактическая игра «Поймай звук».
- Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п, у …
- Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.
- Повторить за мной только те слова, которые начинаются со звука [а] : Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, остров, астра, аптека, оптика, асы, осы, утка, атака, урна, арка.
* Дидактическая игра «Найди первый звук».
(Вы тянете первый звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит первый длинный звук.)
А-а-азбука, у-у-уши, а-a-aист, у-у-усики …
* Дидактическая игра «Найди последний звук».
(Вы тянете последний звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит последний длинный звук.)
Окно-о-о, цветы-ы-ы, папа-а-а, вода-а-а …
* Звуковой анализ слов: ау, уа
Сначала ребенок протяжно произносит слово. Потом вы спрашиваете:
Какой звук первый? (А)
Какой звук второй? (У)
Сколько всего звуков в слове? (Два звука)
* Дидактическая игра «Сложи звуки»
Представьте, что я кидаю вам на каждую ладошку по звуку (А, В). Поймали? А теперь сложите звуки вместе с ладошками (хлопком). Что получилось? Ав. Кто так звуки подает? Собака.
А,В = АВ; А,У = АУ; И,А = ИА
*Дидактическая игра «Телеграф»
Предложите ребенку отхлопать слова, произнесенные по частям.
Ма-ма, па-па, ня-ня, дя-дя, тё-тя …
* Дидактическая игра «Конец слова за тобой»
Предложите ребенку добавить «та» к вашему слогу (хлопком по вашей ладошке). Послушайте вместе, что получится.
Но + та = нота
Ва + та = вата
Ха + та = хата
Мя + та = мята
Фа + та = фата
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки. Если в результате ознакомления с этой информацией вам стало ясно, что у вашего ребенка или внука имеются какие-то проблемы, то не нужно особенно огорчаться и тем более отчаиваться. Не теряйте больше ни одного дня драгоценного времени и постарайтесь, по возможности, сформировать у вашего ребенка все те необходимые предпосылки для овладения школьными навыками, которые помогут ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. А мы всегда готовы к сотрудничеству с вами.