Альбина Попова
Подготовка детей к обучению грамоте в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –
вот задача первоначального обучения»
К. Д. Ушинский
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит обучение грамоте.
В педагогическом словаре дается такое определение:
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Публикация «Подготовка детей к обучению грамоте в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
(Б. М. Бим-Бад, Педагогический энциклопедический словарь. – М. ,2002)
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
• многие родители искренне заинтересованы в правильном обучении детей чтению;
• появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
• не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
• обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребё нок:
• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• умел использовать свой слух, зрение, произношение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы.
Обучение грамоте родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя следующие задачи:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
•развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
•формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Предметом нашего разговора являются такие задачи как, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте входит в общеречевое развитие, поэтому важно выстроить работу так, чтобы данные задачи решались в системе.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков;
•сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
• знакомство детей с терминами : «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие; формирование умения работать со схемой слова, владеть навыками слогового чтения.
Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на обучение грамоте и рекомендовал начинать с анализа звучащего слова. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. Упражнения детей на нахождение заданных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, разложение слов на слоги и слогов на звуки, перестановку звуков в словах не только развивают внимание, память и ум ребенка, но и готовят его к пониманию того, что предстоит читать, пробуждает интерес к обучению грамоте.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством обучения грамоте является игра. Разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, дидактические игры, логические задачи, рифмованные упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала по обучению грамоте.
Учитывая познавательный интерес малышей к буквам: «Какая это буква? Что здесь написано?», работу по обучению грамоте я провожу со второй младшей группы и не только на речевых занятиях, но и в других видах деятельности и режимных моментах.
Выделяю следующие основные направления:
1. Формирование звуковой стороны речи.
2. Знакомство с гласными звуками.
3. Знакомство с согласными звуками.
4. Знакомство с буквами.
Формирование звуковой стороны речи.
Вначале проводится работа по знакомству с неречевыми звуками. Этим формируется тональное звукоразличение, или, другими словами, шумовое восприятие. На этом этапе даю понятие «звук».
• вначале даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
В работе использую такие игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал?»
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, отстукивание.
Использую игры в соответствии с темой недели, например, при ознакомлении с овощами мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец; с транспортом: машина, шина, руль, кабина, такси и др.
Интересны для детей такие задания и дидактические пособия:
• паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
• гаражи: цифра на гараже соответствует количеству слогов в названиях машин;
• домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка. (морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, самостоятельно объяснения и толкования значения слов.)
Знакомство с гласными звуками.
Необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их. Это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. При знакомстве, например, со звуком [а] у детей спрашиваем, о чем просит доктор, когда смотрит ваше горлышко? Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаю игры:
• «Немые звуки» : показываю артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
• «Фотография звука» : произношу звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
• «Название слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл) :
• «Найди картинки» : подарим Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Определила следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
• выделение данного звука среди других звуков а, у, и, о;
• выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
• выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
• выделение слов из текста на заданный звук (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).
Дети учатся определять первый звук в слове. Выделяют нужный звук голосом и закрепляют символом. Затем дети учатся слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.
Использую следующие пособия:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.
3. Линейка. Дети передвигают полоску на начало, середину или конец слова.
Далее вводится простейший звуковой анализ односложных слов. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук, дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующим символом, затем обозначается буквой, после этого слово прочитывается.
Знакомство с согласными звуками.
Начинаю со звуков [м], [н], потому что:
•артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие;
•именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
Дети усваивают, что звук можно услышать.
Например, дети учатся произносить: М-М-М. Вместе выясняем, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие, и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, использую прием с горлышком - если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.
Чтобы определить твердость и мягкость, предлагаю детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, согласного – артикуляционный аппарат напрягается. Для характеристики согласных звуков использую символы: камень - твердый, синий квадрат; облачко (вата, зеленый квадрат – мягкий; желтый колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик или коричневый колокольчик - глухой.
Знакомство с буквами.
При знакомстве детей с буквами, букву произносим как звук. Говорю, что буква читается, мы её видим. Помогаю её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.
Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Запоминание образа буквы организую по-разному с использованием различных анализаторов.
•Написать букву в воздухе, на столе;
•выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок;
• выложить из фасоли, разных мелких предметов;
• вырывать из бумаги образ буквы;
• сделать букву из мягкого конструктора;
• угостить фигурным печеньем в виде буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Далее провожу работу по звуковому анализу слов:
• с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);
• прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);
• односложные слова без стечения согласных (дом, дым, ко);
• двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);
• односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);
• двусложные со стечением (скала);
• трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
Слово для звукового анализа я беру из лексической темы, согласно комплексно-тематическому планированию.
Существует много приемов работы со словом:
• назвать слово по слогам;
• назвать количество слогов в слове;
• назвать первый слог, второй;
• назвать количество звуков в первом слоге, во втором слоге;
• назвать звуки по порядку;
• сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;
• сколько согласных;
• назвать первый звук, последний, третий,
• обозначить звуки буквой.
Слово прочитывается, печатается в тетради. Со словом составляется предложение.
Дети постепенно овладевают навыком чтения.
Большую помощь мне оказывает таблицы педагога – практика Н. А. Зайцева. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, различают гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевают слоговым и слитным способами чтения, минуя пресловутые «муки» слияния.
Необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ является организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения грамоте, в частности, обучения чтению ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, беседы и консультации с родителями, размещение информационных листков в уголке для родителей.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни дошкольника. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от педагога.
Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.
Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования мои воспитанники овладевают умением выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности.
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Варенцова Н. С., Обучение дошкольников грамоте, М. : Мозаика-Синтез, 2009
3. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М. : АКАЛИС, 1995
4. Затулина Г. Я., Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте, М. : ООО «Центр педагогического образования», 2008
5. Филякина Л. К. «Считайка для малышей. Промакашка для фантазеоов»/ Под ред. М. В. Ганькиной, А. С. Русакова. – М. : ТЦ Сфера; СПб: Образовательные проекты, 2016