Светлана Доля
Консультация для педагогов и родителей «Особенности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных, личностных новообразований.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Особенности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
В. С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию, которое имеет свои особенности в дошкольном возрасте :
зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны;
возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.
Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
Развитие речи в дошкольном возрасте имеет свои особенности :
речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
складывается понимание форм языковой деятельности;
речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждение и рассказы;
завершается процесс фонематического развития : ребенок правильно слышит и произносит звуки; возникают предпосылки для освоения грамоты.
По мнению Л. С. Выготского, важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности является память. На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти.
Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольший впечатления.
Большое внимание в психологии и педагогике последних лет уделяется гендерному аспекту, то есть учету полоролевых характеристик в процессах обучения и воспитания. Проблеме пола как важнейшей характеристике ребенка уделяли внимание в своих исследованиях многие авторы. Сущность этих исследований заключается в том, что среди мальчиков и девочек существуют значительные отличия в индивидуальных особенностях. Это означает, что построение процесса обучения в дошкольном возрасте должно также опираться на учет этих особенностей для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности и способствовать наиболее высокому качеству обучения.
В работах И. П. Шелухиной мы находим подтверждение тому, что мальчики и девочки отличаются по механизму работы и устройству головного мозга. В частности, эти различия проявляются на уровне восприятия, мышления, эмоциональной сферы ребенка, и происходит это на уровне межполушарных взаимодействий. Эти различия проявляются в развитии познавательных способностей и процессов, в темпах и способах усвоения информации, в формировании различных видов мышления, организации внимания, уровне активации эмоций в процессе обучения, а также уровне адаптивных возможностей организма и психики.
Рассматривая психофизиологический аспект гендерных отличий, М. Гариен отмечает, что в детском возрасте быстрее развивается правое полушарие мозга, которое отвечает за образное восприятие и интуитивное мышление. Оно перерабатывает информацию комплексно. Левое полушарие развивается медленнее, оно отвечает за логическую обработку полученной информации. Механизмы работы с информацией включают в себя деление информации на блоки, отбор информации, операции ее анализа, построение мыслительной логической цепочки. Но работа левого полушария тесным образом зависит от правого полушария, поскольку анализ какой-то поступающей информации зависит от ее целостного видения, которое дает правое полушарие. Мальчики младше по биологическому возрасту, поэтому они дольше опираются на правополушарный тип переработки информации. И, несмотря на то, что их мозг созревает позднее по сравнению с мозгом девочек, у них более прогрессивное, более дифференцированное функциональная система. Поэтому для мальчиков более характерны способности к ассоциациям, к развитию творческого мышления. Это не может не сказаться на развитии других функций, в том числе.
Изучая особенности интеллектуального развития мальчиков и девочек, исследователи доказали, что у девочек по сравнению с мальчиками на 7-м году жизни вербальный компонент интеллекта более развит. Это проявляется в более широком словарном запасе, речевой беглости, легкости извлечения слов из памяти, быстрых темпах формировании понятийного мышления. Мышление мальчиков обобщенное, абстрактное, а девочек более детальное и конкретное. Мальчики склонны к поисковой деятельности, выдвижению идей, построению гипотез, нестандартному решению задач. Девочки, наоборот, стремятся опираться на шаблон, поэтому предпочитают типовые задачи, которые требуют тщательности исполнения, а не его оригинальности или нестандартности.
Девочки отличаются от мальчиков также и по развитию внимания. Внимание мальчиков более рассеянное и менее устойчивое, девочки более внимательны, они быстрее набирают необходимый уровень.
В работе О. Ю. Ермолаева отмечается, что непроизвольное внимание развито у девочек больше, чем произвольное. То есть у мальчиков отмечается более низкий уровень произвольности. В отличие от девочек у мальчиков быстрее утомляется левое полушарие, они ориентированы на информацию, на постановку вопросов, получение ответов. Девочки, наоборот, ориентированы на установление контактов.
Среди особенностей интеллектуального развития различают также и то, что девочки имеют лучше развитый вербальный, речевой компонент интеллекта, у них более высокий объем и устойчивость долговременной зрительно-пространственной памяти, более совершенная зрительно-моторная координация, хорошо сформированная произвольность общения и поведения по сравнению с мальчиками. У мальчиков и девочек отличается тип мышления.
В исследовании М. Гариена указывается на то, что для девочек более характерны топологический и порядковый способы мышления, для мальчиков композиционный и проективный способы мышления. Изучению гендерных особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста также уделено внимание исследователями. Они свидетельствуют о том, что у девочек речь развита лучше, чем у мальчиков. Речевая деятельность осуществляется у девочек посредством активного использования разнообразных лексических средств, а у мальчиков посредством сложных грамматических операций.
Общую траекторию речевого развития детей разного пола определяют по-разному. М. Ю. Ушакова отмечает, что развитие речевой деятельности у девочек носит горизонтальный характер, а у мальчиков вертикальный. И в дошкольном возрасте девочки по своему речевому развитию опережают мальчиков. Более высокая активность правого полушария у мальчиков обуславливает и то, что сред них чаще всего встречается умственная одаренность по сравнению с девочками, потому что мальчики склонны к более нестандартным творческим решениям различных задач.
В целом, девочки ориентированы на усвоение социально желательных форм поведения, для них учебная деятельность – это естественно, и они активно противопоставляют ее игровой деятельности, тогда как мальчики эти два вида деятельности не разделяют. У девочек лучше развит социальный интеллект, они менее тревожны и агрессивны. И их адаптивные способности в начале школьного обучения более высоки.
Таким образом, познавательное развитие мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что у девочек наблюдается преобладание вербального компонента мышления, более развита речь, произвольное внимание. У мальчиков мышление обобщенное, абстрактное, внимание более неустойчивое, хуже развита речь.