Рузанна Аванесян
Консультация для педагогов «Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых»
«Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнера
ми»[/b]
2 слайд
В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. Наряду с известными появляются и новые профессии. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с разнообразными профессиями.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Ознакомление дошкольников с миром профессий - важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, как сложной, динамичной, постоянно развивающейся системе. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще.
3 слайд
Однако за последние годы появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. В результате у детей отмечается недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме.
Детская профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Раннее самоопределение дошкольников носит преимущественно информационный характер. Поэтому миссия ДОУ: познакомить дошкольников с разнообразным миром современных, в том числе рабочих профессий и показать их ценность.
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своем деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
4 слайд
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и трудового самоопределения.
5 слайд
Таким образом, опираясь на возрастные особенности дошкольников, учитывая особенности современного рынка труда, возникла необходимость создания проекта «Модели сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума как ресурса ранней профориентации дошкольников и формирования у них представлений о профессиях».
Цель проекта: разработать модель развивающей профессионально-ориентированной среды дошкольного учреждения, способствующей формированию у дошкольников представлений о профессиях.
Задачи проекта:
- развивать кругозор воспитанников, формировать познавательную активность,
- способствовать развитию интереса и стремления детей к профессионально- трудовой деятельности;
- формировать у детей представления о различных, в том числе современных, профессиях, развивать интерес к профессиям родителей;
- создать модель сетевого партнерства с образовательными учреждениями города (школа, школа искусств, спортивная школа, ЦДО, ДДТ) и другими социальными партнерами: музей, библиотека и др. ;
- способствовать развитию интереса у родительской общественности к профессиональному самоопределению дошкольников;
- повысить уровень профессиональных компетенций педагогов в вопросах раннего самоопределения ребенка дошкольного возраста;
- создать условия для осуществления методического сопровождения реализации модели профессионального самоопределения воспитанников дошкольного учреждения.
6 слайд
Цели и задачи данной работы могут быть реализованы при соблюдении следующих принципов в организации педагогического процесса:
1. Формирования познавательных интересов в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Для детей дошкольного возраста естественен интерес к труду взрослых. Развитие познавательных интересов связано с новизной, необычностью ситуации, несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
2. Возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов возрасту, особенностям развития).
Выбор профессий, с которыми знакомим детей, определяется с учетом возраста, профессий родителей, социального окружения. Так, детей средней группы знакомим с профессиями, которые дети могут наблюдать непосредственно: труд повара, медсестры, младшего воспитателя, прачки. С детьми старшего дошкольного возраста организуем целевые экскурсии за пределы детского сада. Выбираем для экскурсии учреждения, которые находятся в непосредственной близости от детского сада
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Для содержательного взаимодействия со взрослыми и детьми необходимо соблюдать следующие условия:
• Создание условий для обогащения впечатлений ребенка о профессиях в процессе совместной деятельности с родителями;
Привлекаем родителей к совместной работе, т. к. родители – самые первые и самые лучшие воспитатели. Они договариваются на предприятии о проведении экскурсии и рассказывают детям о своей работе, участвуют в подготовке фотовыставки, презентации и т. д.
• Совместное обсуждение и определение содержания работы по знакомству дошкольников с профессиями;
Организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, родителями, но и активностью, и потребностью ребенка. Ребенок не только объект, но и субъект педагогического процесса. Поэтому готовясь к экскурсии, необходимо обсудить вместе с детьми, что бы они хотели увидеть, с кем поговорить, о чем спросить, работающих на предприятии взрослых, а после экскурсии даем детям возможность выразить свои чувства и мысли через организацию различных видов деятельности: дети могут составить рассказ, отобразить впечатления в рисунке, игре. У детей и родителей появляются темы для обсуждения, общие интересы, что позволяет лучше узнать друг друга, а это сплачивает семью и делает ее более крепкой и дружной. Родители, участвуя в образовательном процессе ДОУ, могут лучше понять своего ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовыми всегда оказать ему поддержку. Из пассивных наблюдателей за работой педагогов ДОУ родители становятся активными участниками образовательной деятельности.
• Совместные с детьми мероприятия (беседы, экскурсии, досуги, развлечения).
Для полноценного взаимодействия необходимо познакомить родителей с проблемой приобщения детей к миру профессий и определить содержание и условия сотрудничества в данной области. Необходимо направить деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ.
7 слайд
Этапы реализации проекта:
1 этап: информационно – аналитический.
Цель: анализ состояния проблемы организационно-педагогического сопровождения, знакомство дошкольников с профессиями взрослых, выявление и постановка проблемы.
Содержание работы.
1. Мониторинговое исследование: уровня знаний детей о профессиях; определение уровня родительской компетенции по вопросу формирования представлений детей о профессиях.
2. Анализ передового педагогического опыта по проблеме ранней профориентации дошкольников.
3. Анализ профориентационной развивающей предметно- пространственной среды дошкольного учреждения.
4. Определение содержания и форм работы с семьями воспитанников и социальными партнерами.
2 этап: реализация проекта.
Цель: разработка модели сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума для организационно-педагогического сопровождения развития личности дошкольников через знакомство с миром профессий и ее апробация.
Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию данного проекта:
1. Профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников с целью систематизации методических и дидактических материалов по ознакомлению дошкольников с профессиями. Разработка алгоритмов ознакомления детей с рабочими профессиями; цикла бесед о рабочих профессиях; перспективного планирования ознакомления дошкольников с профессиями; занятий, дидактических, сюжетно-ролевых профориентационных игр; предметно-схематических моделей профессий, учитывающих последовательность компонентов трудового процесса. Создание презентаций о профессиях, рекламирующих ценность и уникальность труда. Создание виртуальных экскурсий на предприятия города.
2. Моделирование развивающей игровой среды профессиональной направленности, создание «Творческой мастерской». Оборудование и оснащение центров детской активности профессиональной направленности. Организация и проведение конкурсов атрибутов к сюжетно-ролевым играм профессиональной направленности; создание «Лепбуков профессий», дидактических игр профессиональной направленности.
3. Образовательный процесс профессиональной направленности. Реализация детских познавательных, творческих и исследовательских проектов «Портной», «Ознакомление детей с профессией пчеловода», «Доктор Айболит», «Строитель», «Фермер», «Хлеб всему голова», «Юный эколог»; проведение виртуальных экскурсий на предприятия недоступные для посещения детей,«Обмен опытом» - проведение открытых педагогических мероприятий для педагогов, оформление альбома «Моя профессия».
4. Сотрудничество с семьями воспитанников по ранней профориентации. Семинар-практикум «Как знакомить детей с миром профессий»; проект «Гость группы» - презентации родителями своих проектов, фотовыставка «Все профессии важны»; выпуск семейных газет «Наш папа – водитель», «Моя мама – пекарь» и т. д., оформление альбомов «Семейные династии», проведение тематических досугов.
5. Социальное партнерство, с целью установления контактов с социальными партнерами для определения направлений взаимодействия, разработки программ сотрудничества и форм взаимодействия. Детская библиотека - проведение тематических встреч, сбор материала по проекту. МОУ СОШ №1 - совместные мероприятия по профориентации. Предприятия города Благодарного: экскурсии в Поликлинику, магазин, парикмахерскую, посещение музея и т. д.
3 этап: контрольно-оценочный.
Цель: анализ результатов реализации модели организационно-педагогического сопровождения дошкольников через знакомство с миром профессионального труда, внесение корректив. Определение дальнейших перспектив развития проекта.
Содержание работы:
1. Анализ развивающей профессионально-ориентированной среды.
2. Анализ эффективности модели сопровождения профессионального самоопределения дошкольников в рамках социального партнерства детского сада, семьи и социума.
3. Разработка рекомендаций по оптимизации действующей системы ознакомления дошкольников с трудом взрослых и приведение ее в соответствие с разработанной моделью.
4. Обобщение опыта работы по формированию у дошкольников первичных представлений о профессиях.
5. Трансляция педагогического опыта в массовую практику, публикации в сети Интернет.
8 слайд
Ожидаемые результаты:
С точки зрения совершенствования образовательного процесса: разработка эффективной системы работы по ознакомлению с профессиями; обновление профессионально-ориентированной развивающей среды, позволяющей решать различные задачи ранней профориентации; разработка образовательных технологии и средств ранней профориентации дошкольников; формирование достаточной профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах раннего самоопределения детей дошкольного возраста.
С точки зрения развития воспитанников: расширение представлений детей о профессиях; повышение интереса воспитанников к рабочим профессиям родителей; развитие понимания значимости труда в жизни человека и общества, формирование положительного отношения к различным видам трудовой деятельности.
С точки зрения работы с родителями и обществом: повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с миром профессий; осознанное отношение к профориентации детей: приоритет профессионализма независимо от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора; значительное повышение эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в осуществлении ранней профориентации дошкольников; развитие социального партнерства с учреждениями города в вопросах ранней профориентации.
9 слайд
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Лишь сотрудничество педагогов, родителей и социальных партнеров, их полное взаимодействие позволят ребенку получить необходимые знания о мире профессий и в дальнейшем выбрать профессию, которая позволит ему чувствовать себя счастливым и востребованным.