Ирина Барулина
Актуальность РЭМП у младших дошкольников посредством игровой деятельности в связи с введением ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность развития математических способностей у младших дошкольников через игровую деятельность в связи с введением ФГОС
Введение
Современные стандарты дошкольного образования, регламентированные ФГОС ДО, ориентированы на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка, в том числе на формирование элементарных математических представлений. Особая значимость отводится развитию математических способностей через игровые формы деятельности, что соответствует ведущей деятельности дошкольников — игре.
Темочки:
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развитие математических способностей с раннего возраста способствует не только познавательному, но и общему интеллектуальному развитию детей, формирует базовые предпосылки для успешного обучения в школе.
Актуальность темы
1. Требования ФГОС ДО:
В соответствии с ФГОС ДО важнейшей задачей дошкольного образования является создание условий для развития у детей познавательных интересов и интеллектуальных способностей. Формирование элементарных математических представлений рассматривается как часть познавательного развития.
2. Возрастные особенности:
У младших дошкольников (3–4 года) начинает активно развиваться восприятие количества, величины, формы, пространства и времени. В этом возрасте ребёнок легче усваивает новые понятия, если они поданы через игру, а не в форме прямого обучения.
3. Игра как основной вид деятельности:
Игра предоставляет возможности для интеграции математики в естественную для детей деятельность. Это позволяет детям обучаться в увлекательной форме, постепенно переходя от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
4. Развитие интереса к математике:
Использование игровых методик помогает избежать формализма и сухого заучивания. Это позволяет сформировать устойчивый интерес к математике и развить уверенность в своих умственных способностях.
Особенности игровой деятельности как средства развития математических способностей
1. Дидактические цели через игру:
• В игровой форме дети осваивают навыки счёта, сравнения, классификации и обобщения.
• Развиваются логическое мышление, внимание и память.
2. Психологический комфорт:
• Игра вызывает положительные эмоции, что стимулирует активность и желание учиться.
• У детей формируется уверенность в своих действиях, они свободнее осваивают новое.
3. Комплексный подход:
Игры включают в себя использование речи, моторных и сенсорных навыков, что способствует более глубокому усвоению знаний.
4. Доступность и многообразие:
• Простота адаптации игр под конкретный уровень группы или индивидуальные возможности ребёнка.
• Возможность использовать как готовые пособия, так и материалы из повседневной жизни (игрушки, природные элементы).
Игровые формы организации обучения младших дошкольников математике
1. Сюжетно-ролевые игры:
• Счёт предметов в “магазине”.
• Определение времени в игре «Семья» (например, “Обед в 2 часа”).
2. Дидактические игры:
• «Найди такую же фигуру» (работа с геометрическими формами).
• «Сосчитай и покажи» (простейший счёт).
3. Настольно-печатные игры:
• Пазлы и карточки с геометрическими формами, числами.
• Игры-соревнования с числовыми заданиями.
4. Подвижные игры:
• «Кто быстрее соберёт кубики?» (сортировка по цветам, размерам).
• «Найди правильное количество шагов» (счёт во время движения).
5. Интеграция с другими видами деятельности:
• Рисование с геометрическими фигурами.
• Построение конструкций, требующих количественного и пространственного понимания.
Преимущества игрового подхода для развития математических способностей
1. Стимулирует естественную любознательность.
2. Закладывает основы логического мышления.
3. Способствует развитию сенсорных и двигательных навыков.
4. Помогает детям освоить принципы взаимодействия в коллективе.
5. Создаёт условия для индивидуальной и совместной работы.
Выводы
Развитие математических способностей у младших дошкольников через игру является актуальной задачей в рамках реализации ФГОС ДО.
Игра обеспечивает формирование элементарных математических представлений в естественной и доступной для детей форме, способствует их интеллектуальному и познавательному развитию, а также повышает уверенность и интерес к изучению математики.
Организация деятельности воспитателей должна быть направлена на интеграцию математических знаний в игровые ситуации, учитывая возрастные особенности детей и их интересы. Таким образом, игровые методики становятся эффективным инструментом для реализации требований стандарта и обеспечения гармоничного развития ребёнка.
(Готова ответить на вопросы и предоставить примеры конкретных игр и заданий.)