Ирина Барулина
Организация работы по ФЭМП в различных видах деятельности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из личного опыта по познавательному развитию на тему:
«Организация работы по ФЭПМ в различных видах деятельности»
(семинар)
Консультация на тему:
«Организация работы по ФЭМП в различных видах деятельности»
Цель консультации:Показать возможности эффективной организации работы по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Осветить значение ФЭМП для общего познавательного развития детей.
2. Рассмотреть основные виды деятельности, через которые можно формировать математические представления.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
3. Предложить методические рекомендации по интеграции ФЭМП в игровую, трудовую, познавательную и повседневную деятельность.
4. Дать практические примеры занятий и игровых методов.
План консультации:
1. Значение ФЭМП в дошкольном возрасте.
2. Основные виды деятельности, через которые формируются математические представления.
3. Методы и формы организации работы по ФЭМП.
4. Примеры практической реализации ФЭМП в различных видах деятельности.
5. Рекомендации для воспитателей.
Содержание консультации:
1. Значение ФЭМП в дошкольном возрасте
Формирование элементарных математических представлений является не только основой математического развития, но и важным компонентом общего познавательного развития ребёнка.
Через ФЭМП дети учатся:
• считать, сравнивать, анализировать;
• обобщать и классифицировать предметы;
• видеть количественные и пространственные отношения.
Успешное овладение математическими представлениями способствует формированию логического мышления, памяти и внимания, а также подготавливает ребёнка к освоению школьной программы.
2. Основные виды деятельности, через которые формируются математические представления
ФЭМП может реализовываться в следующих видах деятельности:
1. Игровая деятельность:
• дидактические, настольные, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
• использование игр для закрепления понятий (счёт, формы, величины).
2. Познавательно-исследовательская деятельность:
• эксперименты с природными материалами (например, изучение размеров камней, счёт листьев);
• поиск закономерностей, решение задач.
3. Трудовая деятельность:
• совместные задания, требующие подсчёта, измерения, сортировки;
• ориентирование в пространстве при уборке игрушек или выполнении мелких поручений.
4. Речевое развитие:
• пересказ и анализ сказок с числовыми элементами («Три медведя», «Семеро козлят»);
• составление и решение математических загадок и стихотворений.
5. Повседневная жизнь:
• привлечение детей к счёту предметов, ориентации во времени;
• участие в календарных циклах (дни недели, месяца, сезоны).
3. Методы и формы организации работы по ФЭМП
1. Методы:
• Наглядный (показ предметов, картинок, таблиц).
• Словесный (объяснения, обсуждения, рассказы).
• Игровой (дидактические, ролевые игры).
• Практический (сортировка, счёт, построение фигур).
2. Формы работы:
• индивидуальные задания (счёт, сравнение, определение форм);
• групповые игры (коллективное решение задач);
• интегрированные занятия (например, совмещение математики и изобразительного искусства).
4. Примеры практической реализации ФЭМП
Игровая деятельность:
• Игра «Разложи по размеру»: дети сортируют игрушки по величине (маленькие, средние, большие).
• Игра «Сколько шажков?»: дети считают шаги до определённой точки, фиксируя результат.
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Эксперимент «Сравни веса»: дети сравнивают вес различных предметов, используя весы.
• Задание «Кто больше?» — выяснить, в какой коробке больше игрушек, путём пересчёта.
Повседневная деятельность:
• «Математика за обедом»: подсчёт количества ложек, тарелок.
• Введение понятий времени: «Мы будем гулять через 10 минут».
Трудовая деятельность:
• Уборка группы: попросить детей разложить игрушки в коробки по форме или размеру.
• Сбор осенних листьев с подсчётом их количества.
Интеграция ФЭМП с другими образовательными областями:
• Рисование узоров с использованием геометрических форм.
Конструирование: создание построек с указанием количества используемых блоков.
5. Рекомендации для воспитателей
1. Используйте игровые методы, чтобы пробудить у детей интерес к математике.
2. Организуйте условия для самостоятельных действий: выставки материалов, развивающие уголки.
3. Поддерживайте любознательность детей через эксперименты и вопросы.
4. Интегрируйте ФЭМП в повседневную жизнь и другие виды деятельности.
5. Обеспечьте постепенное усложнение заданий в соответствии с возрастом и возможностями детей.
Заключение
Формирование элементарных математических представлений в детском саду возможно через активное вовлечение детей в разнообразные виды деятельности. Игры, познавательные и трудовые задачи, а также включение математики в повседневную жизнь помогут педагогам не только развить у детей базовые математические навыки, но и сформировать интерес к процессу обучения.
Воспитатель должен выступать вдохновителем и организатором, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок сможет раскрыть свой познавательный потенциал.