Папки-передвижки

Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»

Галина Маслова
Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»
▼ Скачать + Заказать документы

Устная речь детей с нарушение слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной ее стороны.

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха играет фонетическая ритмика, которая органически входит в работу по формированию произношения.

Публикация «Консультация для логопедов „Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению“» размещена в разделах

Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (рук, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесение определенного речевого материала (фраза, слов, слогов, звуков). Можно предположить, что такая совокупность движений тела и речевых органов должна способствовать снятию напряженности и монотонности речи, которые не редко свойственны детям с недостатками слуха, раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Все упражнения направленны на:

• нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитности речи;

• умению изменять силу и высоту голоса;

• умение правильно воспроизводить звуки;

воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

• умение различать, изображать и воспроизводить различные ритмы;

• выработку умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения, которые сопровождаются при произнесении звуков и слогов, характеризуются напряженностью (напряженно, слегка напряженно, не напряженно); интенсивностью (сильно, слабо, расслабленно); временем (длительно, удлиненно, кратко). Например, движение, сопровождающее произнесение гласного А, характеризуется так: напряженно, слабо, длительно; гласного У – напряженно, слабо длительно; согласного П – напряженно, сильно, кратко; согласного М – не напряженно, слабо, удлиненно.

Движения, сопровождающие воспроизведение слов, фраз и другого речевого материала, сочетают в себе движения, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, сопряженные с выражением смеха, отрицания и т. п.

В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже – с 4-4,5 лет, при необходимости, применяются и разнообразные специальные приемы.

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работа над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение.

Материалом для занятий фонетической ритмикой являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже тексты, произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал, как правило, одинаков и для глухих, и для слабослышащих детей, те слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени форсированности произносительных навыков. Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.

Занятия фонетической ритмикой проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т. е. не быть «привязанными» к столам.

На занятиях дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.

Занятия ритмикой на всех годах обучения проводятся ежедневно. На занятиях все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально первыми говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги, слова, фразы. В случае ошибки педагог дает правильный образец. Затем речевой материал вновь проговаривается хором.

Опыт показывает, что занятия по фонетической ритмики способствуют формированию у дошкольников слитной, выразительной и естественной речи.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Виды упражнений по фонетической ритмике»

Цель: повышение компетентности педагогов и родителей в применении различных упражнений по фонетической ритмике в коррекции нарушений слуха у глухих и слабослышащих дошкольников.

С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слов с этими звуками, начинаются с трех исходных положений (ИП) :

1 – встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

2 – встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения для звуков И, К, Л.

3 – встать, ноги вмести, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это ИП для звука Р.

ЗВУК А. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны при одновременном длительном произнесении А.

ЗВУК О. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны (давящее движение) при одновременном произнесении О.

ЗВУК У. ИП 1. Глубокий вдох, вытянуть руки вперед (давящее движение) при одновременном произнесении У.

ЗВУК И. ИП 2. Глубокий вдох, вытянуть руки вверх при одновременном произнесении И.

ЗВУК Э. ИП 1. Развести руки вперед – в стороны при одновременном произнесении Э.

ЗВУК Я. Звук И + А

ЗВУК Ю. Звук И + У

ЗВУК Ё. Звук И + О

ЗВУК Е. Звук И + Э

ЗВУК П. ИП 1. Резкие движения кулаками вниз (как удары) при одновременном произнесении ПА.

ЗВУК Т. ИП 1. Ударять указательный палец о большой при одновременном произнесении ТА.

ЗВУК К. ИП 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося КА.

ЗВУКИ Б, Д. ИП 1. Делать удары ладонями вниз, произнося БА или ДА.

ЗВУК Г. ИП 1. Собрать пальцы в кулак, выпустить указательный и большой пальцы, произнося ГА.

ЗВУК С. ИП 1. Поднять руку ко рту, сделать из пальцев букву С, руку отвести в сторону, произнося С.

ЗВУК Ш. ИП 1. Поднять руки вверх и плавно ими покачивая, опускать руки вниз, произнося Ш.

ЗВУК Ф. ИП 1. Поднять ко рту руки, сжатые в горсть, быстро и резко разжимать горсть, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф.

ЗВУК Х. ИП 1. Поднести ладони ко рту, выдохнуть на них и одновременно произнести Х.

ЗВУК З. ИП 1. Описать в воздухе двумя пальцами букву З, одновременно произнеся З.

ЗВУК Ж. Описать в воздухе зигзагообразное движение (резко) руками вперед при одновременном произнесении Ж.

ЗВУК В. ИП 1. Поднять ко рту ладони, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В.

ЗВУК Ц. ИП 1. Поднять вверх два пальца (указательный и средний, опускать резко вниз, произнося Ц.

ЗВУК Ч. ИП 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки (быстро и резко) при одновременном произнесении Ч.

ЗВУК М. ИП 1. Поднять пальцы рук к носу, отнести руку вперед – в сторону мягким, плавным движением при одновременном произнесении М.

ЗВУК Н. ИП 1. Поднять пальцы рук к груди, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н.

ЗВУК Л. ИП 2. Вращать руками перед грудью, произнося ЛА.

ЗВУК Р. ИП 3. Вращать руками перед грудью, имитируя работу мотора, при одновременном произнесении Р.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ» Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя..

Конспект занятия для глухих детей 3 года обучения (средняя группа) «Укрась фартук для куклы филимоновским узором» Программное содержание:продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов;учить рисовать тремя красками знакомые.

Занятие по РСВ и обучению произношению в подготовительной группе (слабослышащие дети, V год обучения) .

Консультация для педагогов «О значении обучения детей правилам дорожного движения» Консультация для педагогов. О значении обучения детей правилам дорожного движения. Подготовила: воспитатель Богданова Е. Д. Ребенок попал.

Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения»Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ». Свою работу опытный педагог всегда.

Консультирование педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения детей Психологическое консультирование педагогов – принципиально важное направление в дошкольной практической деятельности психолога. Работа.

Консультация «Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приёмов» Дошкольный возраст – cамый благоприятный период для формирования и развития певчеcкого голоса. Пение теcно связано с общим развитием ребенка.

«Трудности обучения чтению и письму». Практические рекомендации для родителей и педагогов ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ практические рекомендации для родителей и педагогов Упражнения, направленные на закрепление образа буквы.

Консультация «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися» Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися. Коррекция (лат. Corrеctio - исправление).

Консультация для педагогов «Задачи поэтапного обучения декоративному рисованию в ДОУ»Консультация для педагогов «Задачи поэтапного обучения декоративному рисованию в ДОУ» Занятия по декоративному рисованию в ДОУ носят поэтапный характер: 1. Знакомство с народным промыслом и его историей;выделение простейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»
Опубликовано: 11 сентября 2015 в 09:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Маслова (УИ 365001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД