Приложение МААМ

Консультация «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися»

Алеся Шилина
Консультация «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися»
▼ Скачать + Заказать документы

Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися.

Коррекция (лат. Corrеctio - исправление) в дефектологии - система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Публикация «Консультация „Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися“» размещена в разделах

Таким образом, целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. Учебная программа, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность и учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция – развитие памяти;

- коррекция – развитие внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и - устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- развитие умения выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

- умение планировать деятельность.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование умения преодолевать трудности;

- воспитание самостоятельности принятия решения;

- формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивой и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность;

- воспитание правильного отношения к критике.

6. Коррекция - развитие речи:

- развитие фонематического восприятия;

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- развитие лексико-грамматических средств языка.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Однако учителю не достаточно знать только особенности развития личности, самое главное - суметь организовать в ходе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся, суметь творчески подойти к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися. Если все уроки будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний, учителю необходимо, как уже было сказано выше, творчески подходить к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися в ходе урока, чтобы в самом процессе ее школьник находил привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить лишь некоторые приёмы, которые мне позволяют решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину, а также выполнить ряд коррекционных задач.

Проведение минутки чистописания

Первая часть подготовительной фазы с точки зрения сложности выполняемых заданий может осуществляться в четырех вариантах, приходящих друг другу на смену в течение ряда уроков.

Первый вариант предусматривает совмещение нахождения буквы (букв, предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором. Например, учитель пишет на доске слова: нос, лак, лен. Предлагает детям выполнить следующее задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Учащиеся должны дать полный аргументированный ответ на два поставленных вопроса, не нарушая их последовательности и одновременно характеризуя предстоящие учебные действия, примерно следующим образом: «Сегодня мы будем писать во время минутки чисто-писания букву л. Она находится в слове лен, где обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [л']».

От урока к уроку задания первого варианта усложняются за счет увеличения в них количества исходных слов, что позволяет целенаправленно и стабильно развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое мышление. Например, учитель пишет на доске пять слов: енот, елка, маяк, льет, мед. Дает задание: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове она находится?».

Второй, более сложный вариант предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, учитель пишет на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Формулирует задание: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»

Постепенно количество поисковых объектов, как и в первом варианте, расширяется. Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода: «Прочитайте написанные на доске слова: м. рщины, ел. ник, тр. вяной, разв. лил, сб. жал. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне имени существительного женского рода множественного числа и обозначает непарный глухой всегда мягкий звук. Какая это буква? В каком слове она написана?».

Наконец, третий вариант обеспечивает необходимое самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Например, учитель ориентирует детей на запись на доске:

большой -

маленький -

сухой -

война -

глубокий -

старый -

гладить -

твердый –

и дает установку: «Если вы правильно сформулируете и выясните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания». Возможный ответ: словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м: маленький, молодой, мокрый, мять, мир, мягкий, мелкий.

Проведение словарно-орфографической работы

Аналогичные цели - увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект - преследуются и во время проведения основных частей словарно-орфографической работы. В минимобилизующей части они реализуются за счет использования ряда приемов формулирования заданий для учащихся при сохранении тенденции постепенного увеличения роли детей в проведении данного этапа урока. Каждый прием имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку. Разберём один из приёмов.

В данном приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Чтобы узнать слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.

Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната.

Задание 2. Вторая буква - последняя согласная в корне слова север.

Задание 3. Третья буква - непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.

Задание 4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина.

Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овес.

Задание 6. Шестая буква является окончанием в слове солома.

Задание 7. Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук, который есть в слове урожай».

Творческий учитель, переосмысливая содержание учебника, должен уметь создавать свою систему тренировочных, поисковых и творческих заданий. Элементы занимательности и новизны, игры, встречи с любимыми героями, несложные, но интересные наглядные пособия, выбор разнообразных форм проведения уроков (урок - сказка, урок - соревнование, урок - путешествие и т. д., вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе. Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока.

Публикации по теме:

Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ФИАЛКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Формирование творческого мышления и изобретательности старших дошкольников с помощью приёмов и методов ТРИЗ Маляшок Ю. А., МАДОУ детский сад комбинированного вида № 123, г. Мурманск, Россия «Если мы хотим научиться думать, то прежде должны научиться.

Интегрированный подход в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе В настоящее время потребность поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушением речи возрастает.

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» Вторая младшая группа. Общая характеристика речи. В этом.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда» Дмитриева М. Е., учитель-логопед.

Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи МБДОУ детский сад № 2 «Золотой ключик» ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ.

Сказка «Колобок». Использование методов фокальных объектов и приёмов фантазирования Сказка «Колобок» Использование методов фокальных объектов и приёмов фантазирования. Цель:развитие творческого воображения, связной речи.

Составление творческого рассказа по картине «Шар улетел» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ Задачи: 1. Расширять кругозор детей, активизировать мыслительные процессы, память, воображение, творчество. 2. Формировать связную речь,.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе Слайд1 Успех коррекционной работы определяется созданием творческого союза педагогов, объединенных общими целями. Организатором и координатором.

Эффективное использование методов и приёмов на музыкальном празднике ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ Ряхлова Т. В. Нижний Новгород, МБДОУ № 95. От чего зависит выбор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися»
Опубликовано: 30 августа 2015 в 21:05
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися»» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Шилина (УИ 360959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД