Алеся Шилина
Консультация «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися.
Коррекция (лат. Corrеctio - исправление) в дефектологии - система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Публикация «Консультация „Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися“» размещена в разделах
Таким образом, целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. Учебная программа, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность и учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и - устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
6. Коррекция - развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Однако учителю не достаточно знать только особенности развития личности, самое главное - суметь организовать в ходе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся, суметь творчески подойти к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися. Если все уроки будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.
Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний, учителю необходимо, как уже было сказано выше, творчески подходить к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися в ходе урока, чтобы в самом процессе ее школьник находил привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить лишь некоторые приёмы, которые мне позволяют решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину, а также выполнить ряд коррекционных задач.
Проведение минутки чистописания
Первая часть подготовительной фазы с точки зрения сложности выполняемых заданий может осуществляться в четырех вариантах, приходящих друг другу на смену в течение ряда уроков.
Первый вариант предусматривает совмещение нахождения буквы (букв, предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором. Например, учитель пишет на доске слова: нос, лак, лен. Предлагает детям выполнить следующее задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Учащиеся должны дать полный аргументированный ответ на два поставленных вопроса, не нарушая их последовательности и одновременно характеризуя предстоящие учебные действия, примерно следующим образом: «Сегодня мы будем писать во время минутки чисто-писания букву л. Она находится в слове лен, где обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [л']».
От урока к уроку задания первого варианта усложняются за счет увеличения в них количества исходных слов, что позволяет целенаправленно и стабильно развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое мышление. Например, учитель пишет на доске пять слов: енот, елка, маяк, льет, мед. Дает задание: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове она находится?».
Второй, более сложный вариант предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, учитель пишет на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Формулирует задание: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»
Постепенно количество поисковых объектов, как и в первом варианте, расширяется. Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода: «Прочитайте написанные на доске слова: м. рщины, ел. ник, тр. вяной, разв. лил, сб. жал. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне имени существительного женского рода множественного числа и обозначает непарный глухой всегда мягкий звук. Какая это буква? В каком слове она написана?».
Наконец, третий вариант обеспечивает необходимое самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Например, учитель ориентирует детей на запись на доске:
большой -
маленький -
сухой -
война -
глубокий -
старый -
гладить -
твердый –
и дает установку: «Если вы правильно сформулируете и выясните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания». Возможный ответ: словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м: маленький, молодой, мокрый, мять, мир, мягкий, мелкий.
Проведение словарно-орфографической работы
Аналогичные цели - увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект - преследуются и во время проведения основных частей словарно-орфографической работы. В минимобилизующей части они реализуются за счет использования ряда приемов формулирования заданий для учащихся при сохранении тенденции постепенного увеличения роли детей в проведении данного этапа урока. Каждый прием имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку. Разберём один из приёмов.
В данном приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Чтобы узнать слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.
Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната.
Задание 2. Вторая буква - последняя согласная в корне слова север.
Задание 3. Третья буква - непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Задание 4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина.
Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овес.
Задание 6. Шестая буква является окончанием в слове солома.
Задание 7. Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук, который есть в слове урожай».
Творческий учитель, переосмысливая содержание учебника, должен уметь создавать свою систему тренировочных, поисковых и творческих заданий. Элементы занимательности и новизны, игры, встречи с любимыми героями, несложные, но интересные наглядные пособия, выбор разнообразных форм проведения уроков (урок - сказка, урок - соревнование, урок - путешествие и т. д., вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе. Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока.