Татьяна Васильевна Ковылина
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия»
на занятиях по развитию речи».
"Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Сказкотерапия на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древним
психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт
передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно
просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто
рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать
вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни.
Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются
основой сказкотерапии.
Выделяют пять видов сказок :
• художественные сказки – это народные и авторские;
• дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного
материала;
• психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл
происходящих событий;
• медитативные сказки создаются для накопления положительного
образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.
Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках,
так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического
воздействия.
Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного
материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,
арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный
образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать
смысл и важность определённых знаний.
При работе со сказками у детей формируется положительная
мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.
Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и
однообразными.
Важнейшее место в организации совместной деятельности по
сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной,
диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаё т интонацию:
выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя
эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит
ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет
возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.
Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи.
У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение
рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В
рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему:
применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться
сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).
Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы
драматизации и использования различных видов театрализованной
деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно
обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж
человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он
представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём
воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время
в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с
показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и
навыков речевой и двигательной выразительности.
Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает
социально – личностный аспект формирования личности ребенка.
Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент
коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти
качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение
ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения
на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл
происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т. д. Главное – заронить в
душу ребё нка зерно осмысления: «А почему?». Слушая сказочные истории,
составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий
символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть
активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс
переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов
эффективного осуществления социально – личностного развития детей.
задания
по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу
расслабления.