Кудряшова Наталья Ивановна
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.
Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако, для того чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослой жизни, а еще и в детском возрасте. Эмоциональный интеллект ребенка является фундаментом для дальнейшего становления личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.
Воспитатели ДОУ должны взять на себя задачу по развитию эмоционального интеллекта. Такая «эмоциональная азбука», по мнению Д. Гоулмана, лучшая профилактика различных зависимостей- наркомании, депрессий, подростковой и молодёжной преступности и других тяжёлых явлений современной цивилизации.
«Воспитание не сводится к обучению ребёнка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами».
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
-умением контролировать свои чувства;
-способностью сознательно влиять на свои эмоции;
-умением определять свои чувства и признавать их;
-способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
-умением эффективно общаться с другими людьми;
-способностью распознавать и признавать чувства других.
Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия (т. е. процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека). Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий. Модель эмоционального интеллекта предполагает развитие четырех основных функций:
- самосознание;
- самоконтроль;
-социальная чуткость;
- управление отношениями;
Что мы подразумеваем, когда говорим о развитие эмоционального интеллекта у детей?
Распознавание своих и чужих чувств. Удивительно, но этой способностью обладают не все взрослые. Если вы считаете проговаривание чувств чем-то незначительным, начните это делать для себя (в первую очередь) и для ребенка, и увидите, как изменится ваш мир.
Развитие эмпатии (способности сочувствовать). У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером.
Позволение проявлять негативные эмоции. Если ребенок зол, обижен, возмущен, расстроен и плачет – не стоит его успокаивать, отвлекать (и не дай Бог подсовывать сладость). Найдите в себе мужество и великодушие выстоять перед негативными эмоциями, принять их и дать им улечься.
Позволение проявлять позитивные эмоции — не менее важный аспект. Все то родителям кажется слишком: визжат дети слишком, радуются слишком, смеются слишком. Вместо того, чтобы стараться «унять щенячий восторг» научитесь радоваться вместе с детьми.
Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта - экспрессивный этюд. Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести.
Что такое экспрессивный этюд
Экспрессивные этюды - вид психогимнастических упражнений. Термин «психогимнастика» в практику педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций России ввела М. И. Чистякова. В книге «Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)»
В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию.
Например: в зависимости от возраста ребенка педагог просит :
• покажи, как Мишка шел;
• покажи всем телом, как Мишка шел;
• покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел;
• покажи, как кралась Лиса;
• скажи так же, как медведь Михайло Иванович;
• скажи так же, как Мышка-норушка.
Еще одно задание - показать персонаж в эмоционально значимой ситуации : радостного зайца или грустную мышку. Если ребенок делает это произвольно, значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями.
Напримр: педагог просит показать :
• как Заяц испугался;
• как Лиса обрадовалась;
• как Еж удивился;
• как Медведь рассердился.