Жевачевская Ирина Юрьевна
Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические ошибки воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ
Когда старшие воспитатели, руководители ДОУ сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ помочь воспитателю, дать методическую подсказку.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Педагогические ошибки воспитателей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Какие действия воспитателя можно считать педагогической ошибкой? Педагогическая ошибка состоит в том, что воспитатель неправильно использует метод или приём в работе с дошкольниками. Это приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает задачи культурно-гигиенического воспитания, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребёнка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребёнка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребёнка, и важно, чтобы это влияние было положительным.
Как реагировать на педагогические ошибки? Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и необходимо обсуждать их с воспитателями на методических мероприятиях. Детальный анализ того, что неправильно сделал воспитатель, поможет обогатить его педагогический опыт и усовершенствовать профессиональное мастерство.
Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребёнка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок. Предлагаю обсудить с воспитателями представленные ситуации, которые помогут им увидеть, в чём состоит ошибка, а инструкция подскажет, как это исправить.
ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК
И ИНСТРУКЦИЯ, КАК ИХ ИСПРАВИТЬ.
Ошибка 1. «Молочные реки, кисельные берега».
Девочка Настя во время еды разлила молочный кисель. Воспитатель резко отреагировала : «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила её выпить две порции.
Как исправить.
Наказывать ребёнка едой нельзя! Чтобы разрешить эту ситуацию, надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится этот напиток. Потом объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.
Ошибка 2. «Равняйсь! Смирно».
На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!». В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.
Как исправить.
Если воспитатель следит за осанкой детей, то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к конкретному ребё нку: «Алёша, выпрями спину», «Саша, ты очень низко наклонился, подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом.
Чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего её нужно сохранять.
Ошибка 3. «Как угорелый!».
Воспитатель : «Витя, что ты носишься как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это специально, а потому что в нём энергии много, и она ищет выход.
Как исправить.
Постоянно «усаживать» подвижного ребёнка нельзя. Выясните, почему он себя так ведёт. Скорее всего, Витя – гиперактивный ребёнок. Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой, водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Гиперактивность ребёнка – это состояние, при котором возбудимость и активность превышают норму.
Ошибка 4. «Постоишь в углу и поймёшь!».
Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.
Как исправить.
Прежде чем наказывать ребёнка, надо объяснить, в чём он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому – поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учётом подбирать меры воздействия.
Ошибка 5. «Любимчик в группе».
Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счёт невнимания к другим, то есть выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения дают важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.
Как исправить.
Воспитателю следует воздерживаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.
Ошибка 6. «Мямля».
Девочка Алёна на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель : «Ну, опять Алёна не успела, что же ты такая мямля?».
Как исправить.
Такие характеристики и высказывания в адрес ребёнка недопустимы! Если вы знаете, что девочка всё делает медленно, надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить ребёнка. Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребёнок работает в удобном для него темпе.
Ошибка 7. «Невыносимый ребёнок!».
Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провё л день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».
Как исправить.
Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот приём располагает к слушанию. Например: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.
Ошибка 8. «Никаких успехов».
Бабушка Алё ши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?» Воспитатель : «Совершенно никаких, он всё делает не так, как я объясняю».
Как исправить.
Интерес ребёнка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя – наблюдать, к каким занятиям склонен ребёнок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приёмы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребёнка.
Ошибка 9. «Ты лучше, чем он».
Воспитатель, наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает. Лучше ты это сделай».
Как исправить.
Дошкольники очень чуткие к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него положительные стороны и чаще хвалить.
Кроме того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребёнок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас всё хорошо получится, потому что ты старательный и выполняешь задание аккуратно, а Антон быстро. В паре работать легче».
Ошибка 10. «Виноваты оба!».
Воспитатель наказал Сашу и Серёжу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей : «Ладно, идите играть и больше не деритесь!».
Как исправить.
Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что он не хочет разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако воспитатель обязательно должна выяснить, из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло чувство их достоинства и было справедливо. Это важно, так как оценка детского поведения является субъективной и не всегда соответствует действительности.
Ошибка 11. «Семеро одного ждут».
Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит : «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдём». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.
Как исправить.
Собирайтесь с детьми на прогулку небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в раздевалку. На улицу тоже выходите группами: с первой группой – сами, с остальными остаётся помощник воспитателя.
Ошибка 12. «Смотри, как нужно сделать».
Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются всё за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?
Как исправить.
Не спешите сразу давать совет или готовый ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае». Затем выделите и обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения.
Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе фориулируйте правила поведения.