Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические ошибки воспитателей»

Жевачевская Ирина Юрьевна
Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические ошибки воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ

Когда старшие воспитатели, руководители ДОУ сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ помочь воспитателю, дать методическую подсказку.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Педагогические ошибки воспитателей“» размещена в разделах

Какие действия воспитателя можно считать педагогической ошибкой? Педагогическая ошибка состоит в том, что воспитатель неправильно использует метод или приём в работе с дошкольниками. Это приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.

Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает задачи культурно-гигиенического воспитания, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребёнка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребёнка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребёнка, и важно, чтобы это влияние было положительным.

Как реагировать на педагогические ошибки? Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и необходимо обсуждать их с воспитателями на методических мероприятиях. Детальный анализ того, что неправильно сделал воспитатель, поможет обогатить его педагогический опыт и усовершенствовать профессиональное мастерство.

Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребёнка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок. Предлагаю обсудить с воспитателями представленные ситуации, которые помогут им увидеть, в чём состоит ошибка, а инструкция подскажет, как это исправить.

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК

И ИНСТРУКЦИЯ, КАК ИХ ИСПРАВИТЬ.

Ошибка 1. «Молочные реки, кисельные берега».

Девочка Настя во время еды разлила молочный кисель. Воспитатель резко отреагировала : «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила её выпить две порции.

Как исправить.

Наказывать ребёнка едой нельзя! Чтобы разрешить эту ситуацию, надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится этот напиток. Потом объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.

Ошибка 2. «Равняйсь! Смирно».

На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!». В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.

Как исправить.

Если воспитатель следит за осанкой детей, то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к конкретному ребё нку: «Алёша, выпрями спину», «Саша, ты очень низко наклонился, подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом.

Чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего её нужно сохранять.

Ошибка 3. «Как угорелый!».

Воспитатель : «Витя, что ты носишься как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это специально, а потому что в нём энергии много, и она ищет выход.

Как исправить.

Постоянно «усаживать» подвижного ребёнка нельзя. Выясните, почему он себя так ведёт. Скорее всего, Витя – гиперактивный ребёнок. Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой, водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Гиперактивность ребёнка – это состояние, при котором возбудимость и активность превышают норму.

Ошибка 4. «Постоишь в углу и поймёшь!».

Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.

Как исправить.

Прежде чем наказывать ребёнка, надо объяснить, в чём он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому – поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учётом подбирать меры воздействия.

Ошибка 5. «Любимчик в группе».

Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счёт невнимания к другим, то есть выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения дают важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.

Как исправить.

Воспитателю следует воздерживаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.

Ошибка 6. «Мямля».

Девочка Алёна на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель : «Ну, опять Алёна не успела, что же ты такая мямля?».

Как исправить.

Такие характеристики и высказывания в адрес ребёнка недопустимы! Если вы знаете, что девочка всё делает медленно, надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить ребёнка. Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребёнок работает в удобном для него темпе.

Ошибка 7. «Невыносимый ребёнок!».

Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провё л день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».

Как исправить.

Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот приём располагает к слушанию. Например: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.

Ошибка 8. «Никаких успехов».

Бабушка Алё ши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?» Воспитатель : «Совершенно никаких, он всё делает не так, как я объясняю».

Как исправить.

Интерес ребёнка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя – наблюдать, к каким занятиям склонен ребёнок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приёмы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребёнка.

Ошибка 9. «Ты лучше, чем он».

Воспитатель, наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает. Лучше ты это сделай».

Как исправить.

Дошкольники очень чуткие к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него положительные стороны и чаще хвалить.

Кроме того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребёнок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас всё хорошо получится, потому что ты старательный и выполняешь задание аккуратно, а Антон быстро. В паре работать легче».

Ошибка 10. «Виноваты оба!».

Воспитатель наказал Сашу и Серёжу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей : «Ладно, идите играть и больше не деритесь!».

Как исправить.

Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что он не хочет разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако воспитатель обязательно должна выяснить, из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло чувство их достоинства и было справедливо. Это важно, так как оценка детского поведения является субъективной и не всегда соответствует действительности.

Ошибка 11. «Семеро одного ждут».

Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит : «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдём». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.

Как исправить.

Собирайтесь с детьми на прогулку небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в раздевалку. На улицу тоже выходите группами: с первой группой – сами, с остальными остаётся помощник воспитателя.

Ошибка 12. «Смотри, как нужно сделать».

Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются всё за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?

Как исправить.

Не спешите сразу давать совет или готовый ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае». Затем выделите и обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения.

Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе фориулируйте правила поведения.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей»Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей» Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и дети, и взрослые. Я хочу представить вам игровую технологию.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для родителей «Ошибки в воспитании…» Никто из нас на родителей не учился, дипломов не имеет, поэтому чаще всего мы воспитываем своих чад по собственному разумению. Нам кажется,.

Консультация для родителей: «Ошибки в воспитании детей» Воспитывая своих детей, мы исходим из своего личного жизненного опыта. Мы считаем, что воспитываем правильно, и каждый из нас мечтает вырастить.

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Консультация для педагогов «Роль воспитателей на утренниках в ДОУ» Занимаясь подготовкой праздников и развлечений, педагоги и воспитатели прикладывают немало усилий и используют весь свой творческий потенциал.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Педагогические ситуации для родителей и воспитателей «Чего не должно быть»Педагогические ситуации для родителей и воспитателей «Чего не должно быть» "Чего не должно быть"С появлением в воспитании ситуативного подхода, в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические ошибки воспитателей»
Опубликовано: 9 января 2023 в 01:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические ошибки воспитателей»» (включая файлы) размещена пользователем Жевачевская Ирина Юрьевна (УИ 1249418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД