Наталья Малиновская
Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл
перед детьми всеми красками радуги»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы опыта работы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова
Публикация «Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Целью данной работы является
развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру.
Для достижения поставленной цели я решила для себя выполнить следующие задачи:
• Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме игровой деятельности дошкольников раннего возраста.
• Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и неживой природе в процессе игровой деятельности.
В первую очередь, начиная работу над темой своего самообразования, я для себя определила этапы работы, которые помогли мне скоординировать свою работу.
Этапы работы по самообразованию
Деятельность педагога
- подборка и изучение литературы;
Использование всех видов игры в процессе ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром. Изготовление дидактических игр для ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром.
- формулирование целей и задач;
1 этап – организационный
- определение форм и методов работы. - изучение вопросов организации и проведения игр и экспериментов для ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром.
2 этап – основной
Работа с родителями по данной теме.
Организация практической деятельности по теме самообразования «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру». Систематизация и обобщение изученного и накопленного в процессе изучения данной темы материала.
3 этап – заключительный
Формулирование выводов.
Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром, и основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.
Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем
Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы ( например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).
Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мо
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка раннего возраста осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.
Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми. В своей педагогической практике активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком. Можно использовать различные покупные игрушки, но при желании, можно сделать самим игрушки-самоделки. С такими игрушками дети играют с большим удовольствием.
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.
Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы окружающего мира, картинки с изображением, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.
Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Играя, дети узнают предметы на ощупь. Словесные дидактические игры, например, «Узнай кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
В своей работе, я опиралась на образовательную область «Познавательное развитие» из Типовой образовательной программы ДНР «От рождения до школы». В которой широко раскрыто понятие, цели и задачи для детей данной возрастной категории.
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира, об особенностях природы».
Познавательное развитие подразделяется на:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).
Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
Приобщение к социокультурным ценностям
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий : игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Формирование элементарных математических представлений
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить
различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их
обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая
матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и
пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического
освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
Ознакомление с миром природы
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на
деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью
созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет
снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает
снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Выводы:
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Работая над своей темой образования я для себя сделала вывод:
«Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру».
Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка (через основной вид деятельности) – игру,я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Я на смену иду, обо всём забывая
С головой окунусь в мир, где нет мне покоя.
Знаю, ждут, налетят. Едва с ног не сбивая,
А в глазах столько счастья!
Где возможно такое?
Я учу их, и с ними учусь каждый день.
В страну знаний хотим мы открыть вместе двери.
Не ложится на лица сомнения тень.
Как мне верят они! Кто ещё так поверит!
Нет секретов у них никаких от меня,
То порадуюсь с ними, бывает, расстроят.
Потерять их доверие боюсь как огня.
Как открыты они! Кто так душу откроет!
А школьников встречу!
Замедлят вдруг шаг,
Они не скрывают, что встрече так рады!
Приветствуют, что – то поведать спешат.
Приятно, что помнят. Есть выше награда?
Уверена, я не напрасно тружусь,
Зовусь «Воспитатель» и этим горжусь!