Приложение МААМ

Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой

Елена Лушникова
Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой
▼ Скачать + Заказать документы

«Природа -единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В. И. Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к окружающим людям».

Природа является наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребёнка, врачует, утончает органы восприятия, обогащает представления и знания, благоприятствует обогащению развитию речи детей. Могучим средством развития мышления и речи детей является окружающая природа. Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приёмами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах, явлениях: их существенные признаки, выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. Развитию мышления и речи детей способствует также прием противопоставления, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность. Ещё способствует и применение на занятиях приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, предлагается детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Активную мыслительную деятельность и развитие речи детей вызывает установление связей между явлениями и предметами природы. Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса знаний, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление,а значит, понять его. Формированию логического мышления и речи детей способствует упражнения по классификации и систематизации известных им факторов, т. е. объединение предметов и явлений по сходныи признакам в группы. Так, уже в дошкольном возрасте, детям доступно выделить в природе следующие группы или класификации: растения, цветы, овощи, фрукты. И, наконец, большое влияние на развитие умственных способностей и речи ребёнка оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное. Часто с помощью этого приемавыводятся правила по уходу за комнатными растенеями, за животными, обитающими в «Живом уголке». Выводы формируются в виде суждений и умозаключений. Работая с детьми в старших группах, я на практике убедилась, что природа-это неиссякаемый источник знаний и обогащения речи детей. Я глубоко убеждена в том, что детство всегда должно быть связано с природой. Чем теснее контакт ребенка с миром животных и растений, тем он счастливее. Своей работой я стараюсь приблизить детей к природе, научить понимать и любить её, потому, богаче и прекраснее детства тех, кому открыта красота окружающего мира. Близкое общение с животными, сердечная привязанность, оставляет глубокий след в душе ребёнка. И мы не должны обеднять жизнь детей, лишая их незабываемых впечатлений. Научить детей воспринимать окружающий мир природы, её красоту, обогатить речь детей, научить мыслить, анализировать, сопоставлять стало целью моей работы, в результате которой я составила перспективный план, в который включила следующие разделы: «Где мы живем.», «Дикорастущие культурные растения.», «Красная книга», «Будь природе другом», «Снег и лёд», «Что где растет, кто где живет». Формы работы с детьми по обогащению словаря на основе художественных образов природы-это занятия, беседы, наблюдения на прогулке, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, экскурсии, целевые прогулки. Входе проводимой мною работы с детьми использую различные методы: наглядный, словестный, практический, игровой. Часто использую их в сочетании друг с другом. Вопросы: как, зачем, почему, каквы думаете, почему вы так думаете, кто думает по-другому,- заставляют ребёнка размышлять, сравнивать, делать выводы. Можно выделять несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками: загадывание загадок, отгадывание загадок, доказательство правильности отгадок, сравнение отгадок об одном и том же, сравнение загадок о разном. В результате обогащается словарный запас, грамматический строй речи, развивается память и мышление. Значительно вырастает роль непосредственных наблюдений за сезонными изменениями в природе, а также развитие речи непосредственно на прогулках, с использованием художественных образов природы, художественной литературы. Большую роль в развитии детей и привитии им чувства заботы и сострадания «Уголок живой природы» в группе, где собранны растения соответственно возрасту. На каждое растение есть паспорт, дети хорошо знают их названия, умеют ухаживать за ними. Совсем недавно родители подарили в группу морскую свинку. Дети с любовью и желанием наблюдают за их повадками. В результате систематических целевых прогулок, экскурсий, рассматривания художественных произведений, бесед, наблюдений, игр на природе, чтения стихов, отгадывание загадок, дети стали любознательнее, внимательнее и бережливее. Часто в их речи можно услышать образные, красивые слова- сравнения, определения. В нашем детском саду стали традиционными творческие дни, которые обогащают знания детей. Одним из творческих дней -День общения с природой. В ходе него детям предлагается окунуться в мир природы. В этот день проводятся занятия-путешествия, дидактические игры, игры-драмматизации. Можно наблюдать знания детей, сопоставлять их со знаниями детей другой группы (старших). Важной формой обогащения словаря детей с использованием природы, предметов или явлений, являются занятия. Они проводятся в определенные часы по заранее разработанному плану. На занятиях я стараюсь не только закрепить знания детей, а также сообщить детям новые сведения. Цель работы с детьми в ходе занятий-это развитие познавательных процессов (наблюдательности, мышления и речи детей, обогащения их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Для этого использую различные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых; дидактические игры, работа с картинками, чтение художественной литературы, беседы и т. д. Провела такие занятия по познавательному развитию, как «Живой мир», «Царство природы», «Птицы», «Комнатные растения». Интересно проходять занятия-эксперименты в специально созданных условиях. Привлекаю детей к проведению на занятиях, прогулках или в уголке природы, а так же на участках детского сада, несложных опытов, которые помогают развитию наблюдательности, воспитанию активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы :замерзанию воды, превращению льда в воду, образованию радуги и т. д. При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений, делают выводы и умозаключения. Воспитывать успойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост. Для фиксации того, что дети наблюдают, служат зарисовки об увиденном. Это обогащает речь детей. Дети, как бы ещё раз, запоминают все, что видели и отражают в своих рисунках. Все выше перечисленное я стараюсь донести до родителей. В беседах с ними учу обращать внимание их детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Объясняю, что во время наблюдений расширяется кругозор детей, развивается речь и времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях и т. д. Известно, что любовь к природе должна развиваться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньшне маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного.

Темочки:

Дети любят природу, потому, что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, не развивает речь, мыслительные способности, как природа.

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой «Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой». Цель: познакомить детей со свойствами воды и снега.

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников, через ознакомление с культурой народов Поволжья».«Социально-коммуникативное развитие дошкольников, через ознакомление с культурой народов Поволжья». Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. В ФГОС предусматривается.

Из опыта работы учителя-логопеда «Развитие речи дошкольников с ТНР через мнемотехнику как условие успешности обучения» Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением и введением в действие, Федеральный.

Отчет о работе по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края" Задачи: - обогащать у детей представления о ценности.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Отчет «Экологическое воспитание дошкольников через знакомство с природой леса» (презентация) Заканчивается учебный год и все мы подводим итоги этого года. Темой самообразования в этом году я брала «Экологическое воспитание дошкольников.

Педагогический опыт «Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями» Педагогический опыт Тема: Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями. Автор опыта:.

Презентация «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего» Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. Страхова О. С. Воспитатель.

Развитие речи дошкольников через дидактическую игру С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой
Опубликовано: 18 октября 2017 в 20:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лушникова (УИ 112584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД