Папки-передвижки

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Ирина Молоствова
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни: ты - сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не

объяснишь нашими чувствами…

Ты самое большое богатство на свете…»

Антуан де Сент – Экзюпери

Вода играет огромную роль в жизни человека, животных, растений, она – постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – незакрытые краны в квартирах, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Уже многие регионы испытывают нехватку питьевой воды. И в будущем их количество будет расти. К тому же – вода не только природный ресурс. Наблюдая за каплями дождя, сверкающим снегом, слушая звон весенней капели, мы учимся видеть красоту природы.

Темочки:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Наш проект мы назвали «Волшебница - вода». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.

В настоящее время многие детские сады занимаются экологическим воспитанием, выделяют для этого специальные комнаты, оборудованные под лаборатории. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе.

Почему была выбрана тема «Волшебница - вода»? Да просто потому, что это заинтересовало самих воспитанников. Они сами, в очень жаркую летнюю погоду спросили, почему родители не водят их купаться на наше озеро Банное? Вот и возникла проблема – почему так, а не иначе? И началось интересное, длительное путешествие, которое и вылилось в наш проект «Волшебница - вода».

Выбрали тему исследования : «Бережное отношение к воде».

Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды как на живую природу, так и на неживую.

Целью педагогического процесса стало: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Определили следующие задачи:

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Выстроили систему педагогического взаимодействия:

• Организованное обучение в клубной работе.

• Совместная деятельность взрослого с ребенком.

• Самостоятельная деятельность детей.

Формами обучения стали:

• Диагностика экологического воспитания на начальном этапе и в конце работы по данному направлению.

• Занятия

• Экскурсии

• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

• Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

• Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

• Целевые прогулки на природе

Игры: подвижные, дидактические, настольные

Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.

• Создавали агитационные плакаты

• Организовывали труд в уголке природы, на участке детского сада

• Экспериментировали, вели поисковую деятельность на интересующие вопросы

• Работали с календарем природы, вели дневники наблюдений

• Создавали книги самоделки, в которых придумывали занимательные истории.

• Проводили экологические праздники.

Работа направлена на:

• Развитие речи

• Развитие логического мышления

• Пробуждение воображения и фантазии

• Обобщение представлений о природе

• Классификация представлений о природе.

• Развитие коммуникативных качеств у детей.

Вели совместную деятельность взрослые и дети, в которой отразились такие формы :

Наблюдения в уголке природы;

Целевые наблюдения;

Рассматривание иллюстраций о природе;

Экспериментальная и поисковая деятельность;

Труд в уголке природы и на участке детского сада;

Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;

Работа детей и родителей с дневниками наблюдений

Совместные экологические праздники и театрализованные представления;

Создание газет с семейными историями

Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.

На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.

Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению

За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.

А мы готовили интересные беседы :

«Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)

«Как поступает вода в наши дома».

«Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).

«Значение воды».

«Мировой океан».

«На пруду».

«Ручейки и озера».

«Родники. Образование родников».

«Почему воду нужно беречь».

«Берегите воду».

«Кто живет в реке, море, океане?» и много других.

Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.

Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:

«Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.

«Образование родников» был проведен следующим образом : в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники

«Красота воды»,на котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.

Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».

Вода прозрачная.

У воды нет вкуса.

У воды нет запаха.

Лед – твердая форма воды.

Пар – это тоже вода.

Лед легче воды.

Вода не имеет формы.

Дети не просто наблюдали, а сами принимали в этом участие, вели дневники наблюдений.

Поняв, что интерес не угас к данной теме, мы продолжили занятия, выделяя красоту воды и ее состояние, значение в нашей жизни и в жизни всего живого и неживого мира. Были проведены занятия:

«Мы пришли на водоем».

Интегрированное занятие «У царя Нептуна в подводном царстве». Где дети совершили путешествие в «подводный мир» и смогли, как бы изнутри взглянуть на проблему загрязнения морей и рек. Они помогли царю Нептуну освободить морских жителей. После чего дети «расколдовали» морских жителей при помощи рисования свечками, по мокрому листу бумаги.

Интегрированное занятие «Аквариум». Это занятие включило в себя наблюдение за рыбками в аквариуме + аппликация с элементами лепки.

Интересными для детей были занятия :

«Берегите воду».

«Вода вокруг нас».

«Свойства воды».

Помимо занятий и экспериментов мы провели большой цикл наблюдений «Вода в природе». Одним из наблюдений стало наблюдение за изморозью. Рассматривали деревья, растущие на территории детского сада. Сосна так понравилось детям, что они решили ее зарисовать и назвали свои рисунки «Хрустальное дерево». Наблюдали с детьми за облаками, после чего выполнили аппликацию. После дождя провели наблюдение за «ручейками» на асфальте и сделали выводы о том, как образуются моря. Наблюдали за снежинками, за первым снегом, за морозными узорами на стекле, за таянием сосулек, снега и все это зарисовывали, делали аппликацию, вносили записи в дневники наблюдений.

Оформили из детских рисунков книжки - самоделки

и придумали по ним замечательные истории.

В нашей деятельности активно участвовали родители, дети из других групп: проведение совместных опытов, участие в тематических занятиях.

Вывод: мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

Проведя диагностику детей в начале и в конце работы над проектом, мы получили следующие результаты:

На начало года низкий уровень знаний о состоянии воды в природе, участие в экспериментах, наблюдениях, бережного отношения к воде составил 52%, а вот на конец года он уже составлял 0%, средний уровень - 20%, а на конец года повысился на 8% и составил – 28%. Высокого уровня на начало года было всего – 28%, а вот уже на конец – 72%., повышение составило 44%.

Продолжительность проекта составила два учебных года – с 2007 по 2009 год, в старшей и подготовительной группах.

В работе были использованы методические разработки, а также составлены авторские конспекты, сценарии спектаклей, досугов, планы наблюдений.

Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, занятия проводились 1 раз в неделю. Актуальность.

Развитие речи детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. В.

Воспитание личности через экологическое образование “Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Проект «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Проект В старшей группе «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность». Значимость.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию.

Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Черепанова Галина Викторовна, учитель.

Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность» (Базовая площадка №1 от 22.11.2016г.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго,.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями. Домингуш Женге Наталья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 22:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Молоствова (УИ 43250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД