Ирина Молоствова
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: ты - сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не
объяснишь нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент – Экзюпери
Вода играет огромную роль в жизни человека, животных, растений, она – постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – незакрытые краны в квартирах, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Уже многие регионы испытывают нехватку питьевой воды. И в будущем их количество будет расти. К тому же – вода не только природный ресурс. Наблюдая за каплями дождя, сверкающим снегом, слушая звон весенней капели, мы учимся видеть красоту природы.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Наш проект мы назвали «Волшебница - вода». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.
В настоящее время многие детские сады занимаются экологическим воспитанием, выделяют для этого специальные комнаты, оборудованные под лаборатории. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе.
Почему была выбрана тема «Волшебница - вода»? Да просто потому, что это заинтересовало самих воспитанников. Они сами, в очень жаркую летнюю погоду спросили, почему родители не водят их купаться на наше озеро Банное? Вот и возникла проблема – почему так, а не иначе? И началось интересное, длительное путешествие, которое и вылилось в наш проект «Волшебница - вода».
Выбрали тему исследования : «Бережное отношение к воде».
Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды как на живую природу, так и на неживую.
Целью педагогического процесса стало: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Определили следующие задачи:
Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Выстроили систему педагогического взаимодействия:
• Организованное обучение в клубной работе.
• Совместная деятельность взрослого с ребенком.
• Самостоятельная деятельность детей.
Формами обучения стали:
• Диагностика экологического воспитания на начальном этапе и в конце работы по данному направлению.
• Занятия
• Экскурсии
• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
• Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
• Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
• Целевые прогулки на природе
• Игры: подвижные, дидактические, настольные
• Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.
• Создавали агитационные плакаты
• Организовывали труд в уголке природы, на участке детского сада
• Экспериментировали, вели поисковую деятельность на интересующие вопросы
• Работали с календарем природы, вели дневники наблюдений
• Создавали книги самоделки, в которых придумывали занимательные истории.
• Проводили экологические праздники.
Работа направлена на:
• Развитие речи
• Развитие логического мышления
• Пробуждение воображения и фантазии
• Обобщение представлений о природе
• Классификация представлений о природе.
• Развитие коммуникативных качеств у детей.
Вели совместную деятельность взрослые и дети, в которой отразились такие формы :
Наблюдения в уголке природы;
Целевые наблюдения;
Рассматривание иллюстраций о природе;
Экспериментальная и поисковая деятельность;
Труд в уголке природы и на участке детского сада;
Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;
Работа детей и родителей с дневниками наблюдений
Совместные экологические праздники и театрализованные представления;
Создание газет с семейными историями
Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.
На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.
Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению
За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.
А мы готовили интересные беседы :
«Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)
«Как поступает вода в наши дома».
«Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).
«Значение воды».
«Мировой океан».
«На пруду».
«Ручейки и озера».
«Родники. Образование родников».
«Почему воду нужно беречь».
«Берегите воду».
«Кто живет в реке, море, океане?» и много других.
Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.
Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:
«Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.
«Образование родников» был проведен следующим образом : в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники
«Красота воды»,на котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.
Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».
Вода прозрачная.
У воды нет вкуса.
У воды нет запаха.
Лед – твердая форма воды.
Пар – это тоже вода.
Лед легче воды.
Вода не имеет формы.
Дети не просто наблюдали, а сами принимали в этом участие, вели дневники наблюдений.
Поняв, что интерес не угас к данной теме, мы продолжили занятия, выделяя красоту воды и ее состояние, значение в нашей жизни и в жизни всего живого и неживого мира. Были проведены занятия:
«Мы пришли на водоем».
Интегрированное занятие «У царя Нептуна в подводном царстве». Где дети совершили путешествие в «подводный мир» и смогли, как бы изнутри взглянуть на проблему загрязнения морей и рек. Они помогли царю Нептуну освободить морских жителей. После чего дети «расколдовали» морских жителей при помощи рисования свечками, по мокрому листу бумаги.
Интегрированное занятие «Аквариум». Это занятие включило в себя наблюдение за рыбками в аквариуме + аппликация с элементами лепки.
Интересными для детей были занятия :
«Берегите воду».
«Вода вокруг нас».
«Свойства воды».
Помимо занятий и экспериментов мы провели большой цикл наблюдений «Вода в природе». Одним из наблюдений стало наблюдение за изморозью. Рассматривали деревья, растущие на территории детского сада. Сосна так понравилось детям, что они решили ее зарисовать и назвали свои рисунки «Хрустальное дерево». Наблюдали с детьми за облаками, после чего выполнили аппликацию. После дождя провели наблюдение за «ручейками» на асфальте и сделали выводы о том, как образуются моря. Наблюдали за снежинками, за первым снегом, за морозными узорами на стекле, за таянием сосулек, снега и все это зарисовывали, делали аппликацию, вносили записи в дневники наблюдений.
Оформили из детских рисунков книжки - самоделки
и придумали по ним замечательные истории.
В нашей деятельности активно участвовали родители, дети из других групп: проведение совместных опытов, участие в тематических занятиях.
Вывод: мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.
Проведя диагностику детей в начале и в конце работы над проектом, мы получили следующие результаты:
На начало года низкий уровень знаний о состоянии воды в природе, участие в экспериментах, наблюдениях, бережного отношения к воде составил 52%, а вот на конец года он уже составлял 0%, средний уровень - 20%, а на конец года повысился на 8% и составил – 28%. Высокого уровня на начало года было всего – 28%, а вот уже на конец – 72%., повышение составило 44%.
Продолжительность проекта составила два учебных года – с 2007 по 2009 год, в старшей и подготовительной группах.
В работе были использованы методические разработки, а также составлены авторские конспекты, сценарии спектаклей, досугов, планы наблюдений.
Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.