МААМ-картинки

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Ирина Молоствова
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни: ты - сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не

объяснишь нашими чувствами…

Ты самое большое богатство на свете…»

Антуан де Сент – Экзюпери

Вода играет огромную роль в жизни человека, животных, растений, она – постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – незакрытые краны в квартирах, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Уже многие регионы испытывают нехватку питьевой воды. И в будущем их количество будет расти. К тому же – вода не только природный ресурс. Наблюдая за каплями дождя, сверкающим снегом, слушая звон весенней капели, мы учимся видеть красоту природы.

Публикация «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность» размещена в разделах

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Наш проект мы назвали «Волшебница - вода». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.

В настоящее время многие детские сады занимаются экологическим воспитанием, выделяют для этого специальные комнаты, оборудованные под лаборатории. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе.

Почему была выбрана тема «Волшебница - вода»? Да просто потому, что это заинтересовало самих воспитанников. Они сами, в очень жаркую летнюю погоду спросили, почему родители не водят их купаться на наше озеро Банное? Вот и возникла проблема – почему так, а не иначе? И началось интересное, длительное путешествие, которое и вылилось в наш проект «Волшебница - вода».

Выбрали тему исследования : «Бережное отношение к воде».

Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды как на живую природу, так и на неживую.

Целью педагогического процесса стало: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Определили следующие задачи:

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Выстроили систему педагогического взаимодействия:

• Организованное обучение в клубной работе.

• Совместная деятельность взрослого с ребенком.

• Самостоятельная деятельность детей.

Формами обучения стали:

• Диагностика экологического воспитания на начальном этапе и в конце работы по данному направлению.

• Занятия

• Экскурсии

• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

• Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

• Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

• Целевые прогулки на природе

Игры: подвижные, дидактические, настольные

Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.

• Создавали агитационные плакаты

• Организовывали труд в уголке природы, на участке детского сада

• Экспериментировали, вели поисковую деятельность на интересующие вопросы

• Работали с календарем природы, вели дневники наблюдений

• Создавали книги самоделки, в которых придумывали занимательные истории.

• Проводили экологические праздники.

Работа направлена на:

• Развитие речи

• Развитие логического мышления

• Пробуждение воображения и фантазии

• Обобщение представлений о природе

• Классификация представлений о природе.

• Развитие коммуникативных качеств у детей.

Вели совместную деятельность взрослые и дети, в которой отразились такие формы :

Наблюдения в уголке природы;

Целевые наблюдения;

Рассматривание иллюстраций о природе;

Экспериментальная и поисковая деятельность;

Труд в уголке природы и на участке детского сада;

Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;

Работа детей и родителей с дневниками наблюдений

Совместные экологические праздники и театрализованные представления;

Создание газет с семейными историями

Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.

На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.

Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению

За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.

А мы готовили интересные беседы :

«Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)

«Как поступает вода в наши дома».

«Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).

«Значение воды».

«Мировой океан».

«На пруду».

«Ручейки и озера».

«Родники. Образование родников».

«Почему воду нужно беречь».

«Берегите воду».

«Кто живет в реке, море, океане?» и много других.

Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.

Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:

«Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.

«Образование родников» был проведен следующим образом : в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники

«Красота воды»,на котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.

Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».

Вода прозрачная.

У воды нет вкуса.

У воды нет запаха.

Лед – твердая форма воды.

Пар – это тоже вода.

Лед легче воды.

Вода не имеет формы.

Дети не просто наблюдали, а сами принимали в этом участие, вели дневники наблюдений.

Поняв, что интерес не угас к данной теме, мы продолжили занятия, выделяя красоту воды и ее состояние, значение в нашей жизни и в жизни всего живого и неживого мира. Были проведены занятия:

«Мы пришли на водоем».

Интегрированное занятие «У царя Нептуна в подводном царстве». Где дети совершили путешествие в «подводный мир» и смогли, как бы изнутри взглянуть на проблему загрязнения морей и рек. Они помогли царю Нептуну освободить морских жителей. После чего дети «расколдовали» морских жителей при помощи рисования свечками, по мокрому листу бумаги.

Интегрированное занятие «Аквариум». Это занятие включило в себя наблюдение за рыбками в аквариуме + аппликация с элементами лепки.

Интересными для детей были занятия :

«Берегите воду».

«Вода вокруг нас».

«Свойства воды».

Помимо занятий и экспериментов мы провели большой цикл наблюдений «Вода в природе». Одним из наблюдений стало наблюдение за изморозью. Рассматривали деревья, растущие на территории детского сада. Сосна так понравилось детям, что они решили ее зарисовать и назвали свои рисунки «Хрустальное дерево». Наблюдали с детьми за облаками, после чего выполнили аппликацию. После дождя провели наблюдение за «ручейками» на асфальте и сделали выводы о том, как образуются моря. Наблюдали за снежинками, за первым снегом, за морозными узорами на стекле, за таянием сосулек, снега и все это зарисовывали, делали аппликацию, вносили записи в дневники наблюдений.

Оформили из детских рисунков книжки - самоделки

и придумали по ним замечательные истории.

В нашей деятельности активно участвовали родители, дети из других групп: проведение совместных опытов, участие в тематических занятиях.

Вывод: мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

Проведя диагностику детей в начале и в конце работы над проектом, мы получили следующие результаты:

На начало года низкий уровень знаний о состоянии воды в природе, участие в экспериментах, наблюдениях, бережного отношения к воде составил 52%, а вот на конец года он уже составлял 0%, средний уровень - 20%, а на конец года повысился на 8% и составил – 28%. Высокого уровня на начало года было всего – 28%, а вот уже на конец – 72%., повышение составило 44%.

Продолжительность проекта составила два учебных года – с 2007 по 2009 год, в старшей и подготовительной группах.

В работе были использованы методические разработки, а также составлены авторские конспекты, сценарии спектаклей, досугов, планы наблюдений.

Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, занятия проводились 1 раз в неделю. Актуальность.

Развитие речи детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. В.

Воспитание личности через экологическое образование “Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Проект «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Проект В старшей группе «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность». Значимость.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию.

Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Черепанова Галина Викторовна, учитель.

Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность» (Базовая площадка №1 от 22.11.2016г.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго,.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями. Домингуш Женге Наталья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 22:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Молоствова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД