Татьяна Авдеева
Использование метода круговой тренировки, как условие эффективной физической подготовленности детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование метода круговой тренировки, как условие
эффективной физической подготовленности детей старшего
дошкольного возраста»
Подготовила : инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н.
МБДОУ «Детский сад №3»г. Воронеж.
Круговая тренировка – это выполнение нескольких видов физических
упражнений сериями, по кругу. Классическая круговая тренировка была
разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсом.
Темочки:
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в
школе - важнейшая задача детского сада. Эта подготовка предусматривает
разностороннее развитие каждого ребёнка и в первую очередь его
полноценное физическое воспитание. Хорошо учиться может только
здоровый, физически развитый ребёнок. Рациональное сочетание разных
видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемое под
руководством педагога, должно представлять собой определённый
двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной
активности должна составлять не менее 60 % от периода бодрствования. При
этом необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и
по интенсивности двигательной активности.
Физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических
функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают
достаточного оздоровительного воздействия. Эффективность физкультурных
занятий во многом определяется их плотностью. Моторная плотность
характеризует двигательную активность детей в течение занятия.
Многократность повторения тех или иных движений, упражнений
способствует более прочному формированию двигательного навыка,
обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребёнка.
Один из перспективных путей реализации этих требований – применение
круговой тренировки.
Для детского сада подходят упрощённые комплексы круговой тренировки с
заданиями различной степени трудности. Поскольку в дошкольном возрасте
основным видом деятельности ребёнка является игра, необходимо таким
образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась
детьми, как часть игры. Существует два варианта круговой тренировки :
непрерывно-поточный и интервальный. В первом случае дети выполняют
упражнения, последовательно перемещаясь со «станции» на «станцию» и
проходят так несколько «кругов». Во втором – определённое время или
количество раз повторяют упражнение на своей «станции» и по сигналу
переходят на следующую. И так до возвращения на исходное положение. После разучивания комплекса круговой тренировки на следующих занятиях
сразу размещаю детей по «станциям» и они начинают выполнять упражнения
после кратких указаний. Желательно на каждой «станции» разместить
плакаты с графическим изображением упражнения, тогда дополнительные
объяснения не требуются. Мы в любой ситуации продолжаем говорить,
объяснять, показывать, даже тогда когда это не результативно. Личность
формируется не с помощью объяснений и демонстраций, а в процессе
собственной экспериментальной деятельности. Необходимо организовать
работу так, чтобы ребенку пришлось действовать самому. Чтобы он
экспериментировал, исследовал, удовлетворял свои потребности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Продолжает совершенствовать обобщение, что является основой
словесно - логического мышления.
Цель: Формировать у детей способность самостоятельно организовать и
выполнять игровые движения, схематично обозначенные на
специальных карточках.
Важнейшие образовательные ориентиры:
- обеспечивать эмоциональное благополучия детей;
-формировать ситуацию успеха;
- развивать двигательную активность;
- развивать поисковую деятельность;
- развивать детскую самостоятельность и способности.
Роль педагога:
- создать ситуации, в которых дети при помощи разных средств (схема,
движение и т. д) могут выразить свое отношение к личностно- значимым для
него событиям.
- организация предметно- пространственной среды для обеспечения
эмоционального благополучия ребенка.
Регулировать нагрузку в процессе круговой тренировки можно следующими
способами:
1) изменять продолжительность и количество повторений упражнений на
«станциях», количество «станций», количество «кругов»;
2) варьировать темп выполнения упражнений;3) изменять интервалы отдыха;
4) вводить дополнительные «станции» с облегчённой или, наоборот, с более
высокой нагрузкой;
5) предлагать иные способы и условия выполнения упражнений.
В процессе круговой тренировки развиваются не только физические
качества, но и умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать
указаниям взрослого, контролировать свои действия в процессе выполнения
задания. Умение чё тко следовать инструкциям имеет большое значение: без
него ребёнок не в состоянии усваивать знания и навыки в процессе обучения,
что очень важно для будущих школьников.
Большим достоинством круговой тренировки является высокая плотность
занятия. Развивается общая выносливость, а значит, повышается
сопротивляемость детского организма болезням. Благодаря разнообразным
упражнениям, включаемым в занятие, значительно расширяются
двигательные возможности дошкольников, что помогает решать им
двигательные задачи, возникающие в практических и игровых ситуациях.
Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и
последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы
организма. Упражнения каждой станции воздействуют на определённую
группу мышц - ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Таким
образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая
изменяется при выполнении каждого упражнения, в то время как одна группа
мышц получает импульс для развития, другая - активно отдыхает.
Методической основой "круговой тренировки" является многократное
выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования
нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с
отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-
методическую форму образовательной деятельности, направленной в
основном на комплексное развитие двигательных качеств.
Стандартные черты круговой тренировки :
- Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения
«станций», расположенных по кругу.
- Использование хорошо освоенных упражнений.
- Последовательное включение в работу различных мышечных групп.
- Регламентация работы и отдыха на каждой «станции».
- Индивидуализация тренировочной нагрузки.
- Систематическое и постепенное повышение тренировочных
требований.
Задачи круговой тренировки :- сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного
статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
– совершенствование физических качеств,
- закрепление двигательных умений и навыков.
Принципы построения занятия.
- многократность повторения;
-личностно – ориентированный подход;
- обучение без принуждения;
- создание благоприятных эмоциональных условий;
- постепенное введение материала;
-поблочная компоновка материала;
- учебный материал в виде опорных сигналов (знаков и схем).
Круговая тренировка способствует :
-эффективный способ физической подготовленности;
- развитие выносливости к различным физическим нагрузкам;
- развитие мыслительной деятельности, умение ребенка совмещать
умственную и двигательную деятельность;
- развитие чувства взаимопомощи, ответственности и целеустремленности.