Гульназ Хайруллина
Реализация круговой тренировки в ДОУ как формы совершенствования физической подготовленности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ахметова Г. М.
инструктор по физической культуре
РЕАЛИЗАЦИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ДОУ КАК ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Необходимость поиска путей повышения эффективности физического воспитания подрастающего поколения обусловлена тем, что в общей системе образования физическое воспитание занимает особое место, являясь важным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.
Публикация «Реализация круговой тренировки в ДОУ как формы совершенствования физической подготовленности дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время физическое воспитание детей дошкольного возраста регламентируется разнообразными программами. Анализ их содержания позволяет заключить, что они ориентированы, главным образом, на формирование у детей основных двигательных навыков и в меньшей степени способствуют целенаправленному развитию двигательных качеств, а также не оказывают непосредственное воздействие на системы и функции организма детей и их здоровье, что неоднократно отмечалось многими авторами. В связи с этим, реальное развитие физических качеств детей дошкольного возраста оказывается, чаще всего, необоснованно заниженным. Так, согласно результатам исследований по обобщённому среднему показателю значительное количество дошкольников (28-40%) имеет ниже среднего и низкий уровень физической подготовленности. Как следствие, показатели функции сердечно -сосудистой и дыхательной систем свидетельствуют о снижении резервных возможностей организма детей.
Одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста является круговая тренировка.
Цель применения круговой тренировки в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре – оптимизация физического состояния детей, создание фундамента их физического здоровья и основ потенциала. Соответственно задачами внедрения тренировки являются :
• адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе круговой тренировки;
• укрепление здоровья воспитанников с помощью систематических тренировок;
• повышение уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста;
• формирование интереса к физическим упражнениям.
Для достижения положительной динамики результатов необходимо соблюдение некоторых условий:
• соответствие тренировочных воздействий возрастным особенностям детей и их физическому состоянию;
• применение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях;
• максимальное приближение занятий по физической культуре к игровой деятельности.
Термин «тренировка», применяющийся в различных областях человеческой деятельности и в различных значениях, в наиболее общем виде рассматривается как процесс функционального совершенствования организма, адаптации с целью приспособления его путём систематических упражнений к повышенным требованиям при выполнении определённой работы.
В основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат возникающие в результате систематической тренировки морфологические, метаболические и функциональные изменения в различных органах и тканях организма человека. Происходит совершенствование нервной, гормональной и автономной клеточной регуляции функций. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма, обеспечивающих осуществление данной (тренируемой) мышечной деятельности, и, как следствие, в повышении физической подготовленности (тренированности) занимающегося, в росте его предельных показателей в тренируемых (и сходных с ними) видах мышечной деятельности.
В результате занятий в организме происходит целый ряд изменений, имеющих большое значение для повышения его жизнеспособности и устойчивости к действию различных факторов внешней среды. Эти изменения развиваются в виде долговременной адаптации. Вместе с тем увеличиваются энергетические ресурсы организма, совершенствуется их восстановление. Благодаря этому поддерживается постоянство внутренней среды организма, без чего невозможна нормальная жизнедеятельность и сохранение здоровья.
Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединённых в комплекс в соответствии с определённой упорядочивающей схемой – символом круговой тренировки. Упражнения обычно выполняются в порядке последовательного прохождения нескольких «станций» - мест для каждого из них с соответствующим оборудованием, которые расположены в зале по кругу либо похожим образом, так, чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. Устанавливаются дополнительные «станции отдыха». В комплексы круговой тренировки включают технически несложные и предварительно хорошо разученные движения. В процессе закрепления упражнений круговой тренировки хорошо воспринимаются соответствующие сюжету загадки, стихи, пальчиковая игровая гимнастика, ритмичные танцевальные движения, различные массажи рук, ног, дыхательные гимнастики, которые не только повышают интерес детей к двигательным заданиям, но и способствуют активизации психических процессов и формированию потребности к ведению здорового образа жизни. Красочное оформление «станций» круговой тренировки, использование специальных игровых полей с нестандартным оборудованием способствуют созданию у детей интереса к упражнениям.
Моторная плотность занятий с использованием круговой тренировки составляет 75-85%.
Использование круговой тренировки в ДОУ позволяет повысить эффективность физического воспитания и способствует положительной динамике показателей, характеризующих физическое состояние детей, что выражается в снижении заболеваемости и улучшении результатов во всех двигательных тестах. Наряду с этим, круговая тренировка является эффективным средством формирования интереса дошкольников к занятиям физическими упражнениями.
Литература:
1. Бальсевич В. К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. – 1993. - №4. – С. 21-23;
2. Геркан Л. В. Разновидности «кругового занятия» //Физическая культура в школе. - 1965. - №9. – С. 46-47;
3. Пимонова Е. А., Воропаев А. М. Методика занятий тренирующей направленности с детьми дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. – 1989. - №5. – С. 30-33
4. Шарманова С. Б., Фёдоров А. И., Лапина Н. А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - №6. – 1998. – С. 47-50;
5. Шлык Н. И., Гуштурова И. В., Зеленин В. С. Зависимость физического развития, функциональной и двигательной готовности детей дошкольного возраста от качества физического воспитания //Теории и практика физической культуры. - 1990. - №11. – С. 33-35.