Елена Мамедова
Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Гребенчук Т. В., учитель-логопед ВКК,
Мамедова Е. В., воспитатель ВКК,
Ковалева Л. А., воспитатель ВКК.
МБДОУ г Иркутска детский сад № 63
Особенность социализации в дошкольном возрасте - существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний, реализуемых уже не только во взаимодействии с взрослыми, но через активные игровые контакты со сверстниками. Общение (М. И. Лисина, все, более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребенка. Общаясь со сверстниками, ребенок приобретает опыт формирования отношений, который в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки, для развития мотивационных структур социального поведения.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, ограничивая ребенка в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. Дошкольный возраст – период наиболее полного и интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, лексико-грамматическими понятиями, но и речью как средством общения в социуме. К сожалению, в последнее время возросло число детей с общим недоразвитием речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоционально-волевой сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамоты. У детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, нарушено не только речевое развитие, но и недостаточно сформированы сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая сферы и в большинстве случаев имеются неврологические и соматические заболевания.
Дети с системными нарушениями речи в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, так как не имеют:
- достаточного набора адаптируемых способов поведения, запускаемых и регулируемых соответствующими стимулами;
- способность искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения;
- достаточно развитую способность выражения эмоционального состояния, сопереживания другому человеку;
- достаточного уровня самообслуживания.
Поэтому особенностью коррекционно-развивающей работы является не только формирование грамматически правильной речи, но и работа над развитием понятийного мышления и расширением познавательных возможностей. Активизация поведения осуществлялась по разработанной нами системе при особых условиях, режиме, стимулирующем эмоциональное развитие, формирующем мотивацию к взаимодействию и обучению. Обучение требует от ребенка массу сил, часто цена обучения становится настолько высокой, что наносит вред его здоровью : обостряются хронические заболевания, снижается иммунитет, усиливается эмоциональное неблагополучие. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: педагогика оздоровления. Здоровьесберегающая педагогика позволяет оздоравливать детей без помощи лекарств, средствами самого образования. Именно педагог в состоянии сделать для здоровья ребенка, иногда больше, чем врач. Перспективным направлением является поиск приемов, методов обучения, педагогических технологий соответствующих законам функционирования мозга и индивидуально типологическим особенностям детей.
Метод межполушарной коррекции психофизиологических отклонений в развитии, позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов, от которых напрямую зависит развитие речи. Использование в работе игр и упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия является эффективным средством оздоровления детей.
Нами разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи, которая включает комплекс здоровьесберегающих игр и упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, как одного из альтернативных методов сохранения здоровья детей с параллельным раскрытием интеллектуального потенциала.
Применение данного комплекса здоровьесберегающих игр и упражнений позволяет повысить работоспособность, снять психо-эмоциональное напряжение, стабилизировать энергетический потенциал, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю, преодолеть двигательную пассивность.
При выполнении упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуются регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Игры и упражнения рекомендуется использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время проведения режимных процессов и в самостоятельной деятельности. Выполнять упражнения целесообразно в начале занятия, т. к. они настраивают на предстоящую умственную нагрузку. Так же их можно использовать при выполнении умственных нагрузок в процессе занятия, но не прерывать ими творческую деятельность. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности связаны с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с выполнением заданий на логику, с использованием знаков и чертежей, и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия может быть прервана выполнением упражнений. Для максимального эффекта упражнения должны включать: сжатие, растяжение, расслабление. С каждым днем задания могут усложняться, объем увеличиваться, наращиваться темп упражнений. Игры и упражнения проводятся в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка! Использование таких методик позволяет выявить скрытые способности человека, расширить границы деятельности его мозга.
Изучение динамики изменения социального поведения детей с недоразвитием речи доказало, что использование специальных дидактических игр и упражнений позволяет значительно улучшить речевое развитие, социально-бытовые навыки, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.
Опыт работы был систематизирован и обобщен, в программе «Умные упражнения», материалы которой могут быть использованы в практической деятельности психологов, учителей-логопедов и педагогов, как дошкольных образовательных учреждений, так и начальной школы для оценки психологической готовности детей к школе и оказания им своевременной дифференцированной помощи по предупреждению возможных учебных затруднений.