Елена Акимова
Консультация для педагогов «Моделирование как средство формирования элементарных математических способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моделирование как средство формирования
элементарных математических способностей в свете реализации ФГОС»
(из опыта работы)
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания ребенка очень важна.
Публикация «Консультация для педагогов „Моделирование как средство формирования элементарных математических способностей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
«Умное» детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет, т. е. в дошкольном возрасте.
Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания детей является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
Математическое развитие в детском саду не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Прежде всего необходимо научить ребенка нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение конструировать предметами, знаками и словами.
Файл 2
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Файл 3
"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. "
Я. А. Каменский
Файл 4
До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала М. Монтессори. Она предлагала использовать для развития памяти, логического мышления, моторики и сенсорики повседневные материалов и домашние предметы.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают наличие предметов –заместителей в детской игре.
Я расскажу о некоторых предметах-заместителях, которые интересны детям разного возраста, безопасны и широко используются педагогами нашего детского сада
Файл 5
Ложки.
Деревянные ложки давно стали не только предметом быта, но и полноценным музыкальным инструментом, на котором дошкольник может играть замысловатые ритмы создавать импровизации, доставляя радость себе и окружающим. Игра на ложках оказывает эффективное влияние на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, подвижности пальцев и координации рук ребёнка. А это оказывает воздействие и на развитие детской речи, мышления, памяти, произвольности внимания.
Но применение ложек не ограничивается только музыкальным воспитанием, их сфера значительно шире.
С помощью ложек (и не только деревянных и пластмассовых) дети как самостоятельно, так и при помощи взрослых могут заниматься элементарным моделированием, выкладывая по образцу или по памяти различные геометрические фигуры, цифры, и даже фигуры-образцы неживых предметов и живых существ.
Файл 6
Подобные упражнения значимы для развития у дошкольников пространственно-образного мышления, концентрации внимания, творческого восприятия и памяти, а также развития мелкой моторики пальцев рук.
Процесс выкладывания, перестраивания ложек интересен детям, так как это прежде всего игра, что мотивирует детей заниматься, развиваясь дальше.
Представленные далее варианты выкладывания различных рисунков позволяют детям заниматься элементарным моделированием как по схеме, так и на основе приведенных алгоритмов самостоятельно придумывать, творить.
Файл 7- 10,11-12
Вязаный конструктор
Файл 13-33
Счетные палочки – выручалочки.
Мы все привыкли к тому. что с их помощью считают и по этой причине не торопимся знакомить наших малышей с палочками. А зря!
Файл 34-41
Файл 42
Каждая из этих техник (будь то ложки, вязаный конструктор или
палочки - это маленькая игра. С чего начинается каждая такая игра?
Прежде всего, необходимо подготовить удобное плоскостное пространство для моделирования. Это может быть стол, ковер, ковролин и т. д.
Ложки лучше всего, чтобы были с разным рисунком, Это расширит поле творчества и образного мышления. Такие ложки могут подбираться по цвету, размеру, форме, что значительно увеличит возможности для творческой деятельности детей через комбинирование составляющих.
Вязаный конструктор тоже может быть разного размера, цвета.
Перед выполнением задания предлагается дать характеристику того образца, который будет создаваться. Это может быть и цветок, и человек, и цифры, и и другие предметы.
При моделировании важно, чтобы применяемые методы носили проблемный, поисковый характер, что повышает умственную активность.
Самый элементарный уровень моделирования – моделирование по образцу или по схеме. Пред ребенком находится карточка с выложенным прототипом, а ребенок, копируя расположение ложек, палочек или вязаного конструктора пытается выложить похожую фигуру. Выполнение этого задания способствует развитию пространственного мышления.
Далее задание усложняется - ребенку можно показать карточку с образцом на непродолжительное время. Ребенок запоминает образец фигуры и попытается создать его по памяти.
Более сложный уровень – ребенок, получив название фигуры, должен воссоздать ее самостоятельно. Подобное задание требует определенного уровня подготовки и навыков моделирования.
Перед тем как предложить выложить ту или иную фигуру, можно загадать детям загадку или прочитать стихотворение. Это позволит сделать процесс более увлекательным: к тому же при этом решаются и вопросы развития речи. И ребенок, отгадав загадку, уже выкладывает образ-фигуру.
По созданию фигуры предложить описать, что он сделал (какие части, формы, свойства предмета и т. д.) Например: самолет летит, снежинка падает. Самолет имеет два крыла, снежинка – шесть частей-лучиков и т. д.
Можно предложить сделать две фигуры и сравнить их между собой.
Далее можно сосчитать, сколько понадобилось ложек, палочек или полосок.
Когда дети выкладывают геометрические фигуры, они получают и элементарные математические знания. Дети могут посчитать, сколько сторон, углов имеет фигура, чем фигуры отличаются друг от друга. Подобные упражнения выполняют как с выложенными фигурами, так и с карточками.
С помощью выложенных цифр или карточек с цифрами старшие дошкольники могут решать несложные математические задачи.
Можно предложить следующее задание: с помощью определенного количества ложек, полосок или палочек выложить как можно больше фигур.
Выкладывая фигуры, ребенок двигает предметами, манипулирует ими, тем самым развивая мелкую моторику пальцев, переставляет в разном порядке, тем самым развивает наглядно-действенное мышление.
Фигуры могут быть созданы, когда один образ путем добавления или убирания, трансформируется в другой.
Для дальнейшего развития логического мышления необходимо чтобы дети делали словесное описание производимых мыслительных и практических операций
Это позволит лучше понимать причинно-следственные связи, производимых действий, научит мыслить, рассуждать обобщать.
В процессе моделирования может участвовать как один ребенок, так и несколько детей, объединенных в творческую группу, что позволяет проявлять не только личные способности, но и учит коллективному взаимодействию, формированию и укреплению межличностных связей.
При выкладывании необходимо стремиться, чтобы задания выполнялись аккуратно, такое требование формирует усидчивость и эстетические чувства.
Работа по моделированию позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.
Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Литература:
1. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников З. А. Михайлова - М. : Просвещение, 2010.-65с.
2. Михайлова З. А. Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему / З. А. Михайлова // Дошкольная педагогика.. - 2011. - № 8. - С. 10-13.
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие /Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. /(Библиотека программы «Детство»). - СПб. : Акцидент, 1997. - 79 с. : Ил.