Альфия Тугушева
Консультация для педагогов «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Публикация «Консультация для педагогов „Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Условия возникновения опыта.
Ознакомившись с работами знаменитых психологов, пришла к выводу, что занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, они выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П. Ф., Постниковой П. К., Сорокиной А. И., Щукиной Г. И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.
Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
• многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Поэтому я заинтересовалась темой: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:
1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);
6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;
Предлагаю руководствоваться следующими дидактическими принципами :
1. Принцип доступности.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип научности.
4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
5. Принцип творческой активности.
6. Принцип наглядности.
Формы проведения: групповые, индивидуальные.
Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
По моему мнению начинать необходимо с развивающей предметно-пространственной среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. Предлагаю создать уголок где будут собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Африка», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Занимательный калейдоскоп» «Бурёнка» «Зонт», «Часы». Эти пособия можно использовать для таких дидактических игр, как:
- «Бесконечная классификация»;
- «Найди по описанию»;
- «Найди лишний предмет»;
- «Узнай по тени дерево»;
- «Соберем урожай»;
- «Садовник и цветы»;
- «Поиск общего»;
- «Поиск аналогов»;
- «Животные Африки»;
- «Что к чему подходит?»;
- «Что растет на грядке?»;
- «Поиск противоположных предметов».
Работа ведется по трем направлениям:
* Работа с детьми;
* Работа с педагогами;
*Работа с родителями.
Работа с детьми:
Работу с детьми можно построить по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
В интеллектуальном развитии предлагаю применять такие игры : «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница».
В развитии внимания : «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».
В развитии восприятия и памяти : «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».
По развитию речи : «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».
Дидактические игры рекомендую включать в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности необходимо подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали.
- игры головоломки;
- игры шутки;
- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».
По развитию речи предлагаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».
При ознакомлении с окружающим, игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка».
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность : сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.