Зубатова Ольга Александровна
Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование на учебный год для воспитанников 2 младшей группы.
Система работы с детьми в первую половину учебного года.
Познакомить с такими нетрадиционными техниками как :
• Рисование пальцем
Публикация «Система работы по ОО „Познавательное развитие“ через нетрадиционное рисование» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• Рисование тычок жёсткой полусухой кистью
• Рисование оттиск пробкой
• Рисование печатками из картофеля
Цель: Познакомить детей с разными техниками нетрадиционного рисования, сформировать навыки работы в той или иной технике.
Работа строится по принципу «От простого к сложному».
Сентябрь:
1. Тема: «Рыбки в домике».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы; формировать элементарные представления о рыбах и среде их обитания; упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет; форму, величину, пространственное расположение; познакомить с новым способом рисования – ладошкой;
• Развивать интерес к нетрадиционному рисованию; расширять словарный запас детей; развивать аналитические способности; развивать интерес к звукам воды;
• Поддерживать желание достичь желаемого результата, воспитывать доброту.
2. Тема: «Осьминожки».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы; формировать элементарные представления об осьминогах и среде их обитания; упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет и величину; продолжать знакомить со способом изображения отпечаток ладошки;
• Продолжать развивать интерес к необычным способам рисования, развивать мелкую моторику.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
3. Тема: «Дождик, дождик, кап да кап».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, природным явлением «дождь»; познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - пальцеграфия. Упражнять в обследовании характера дождя (мелкий дождь – мелкие капельки: рисование кончиком указательного пальца, расположенного вертикально; сильный дождь – большие капли: рисование всей фалангой указательного пальца, положение лёжа);
• Продолжать поддерживать интерес к нетрадиционному рисованию, развивать интерес к звукам природы;
• Воспитывать усидчивость на занятии.
4. Тема: «Листопад».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, природным явлением «листопад»; продолжать формировать представления об осени; продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – пальцеграфия; упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет и форму;
• Развивать умение сравнивать, группировать; тактильные ощущения; интерес к звукам природы;
• Воспитывать самостоятельность.
5. Тема: «Кисть рябины».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, с деревом рябины. Упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет, форму, величину; Познакомить с новым способом изображения – рисование ватной палочкой.
• Развивать умение сравнивать; тактильные ощущения; интерес к объектам неживой природы;
• Воспитывать умение действовать по образцу, заданному взрослым.
Работа с родителями : Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Октябрь:
1. Тема: «Арбуз, замечательный на вкус».
Задачи:
• Продолжать формировать представления о ягодах и фруктах; упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет, форму, величину. Закреплять навыки «пальцеграфии».
• Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, вкусовые ощущения.
• Воспитывать самостоятельность.
2. Тема: «Лебедь».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, формировать элементарные представления о птицах: «лебеде»; формировать умение обследовать предмет, выделяя цвет, величину. Закреплять навыки работы в технике рисование отпечатком ладошки.
• Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, интерес к звукам природы (шум, плеск воды, звуки птиц);
• Воспитывать самостоятельность, желание достичь результата.
3. Тема: «Зёрнышки и крошки».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, продолжать формировать представления о птицах, их образе жизни; формировать умение обследовать предмет, выделяя цвет, форму. Продолжать знакомить со способом изображения – рисование ватной палочкой.
• Развивать зрительное восприятие, перцептивные действия; интерес к звукам, издаваемым птицами.
• Воспитывать целеустремлённость.
4. Тема: «Мухоморчик».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы; дать элементарное представление о грибах; продолжать знакомить детей с новым нетрадиционным способом изображения – рисование ватной палочкой.
• Развивать зрительное восприятие; уметь сравнивать, выделять цвет, форму. Продолжать развивать интерес к звукам природы (лес).
• Воспитывать усидчивость.
5. Тема: «Букет из астр».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы; познакомить с цветами «астрами»; формировать умение любоваться природой; продолжать знакомить с новым нетрадиционным способом изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.
• Продолжать развивать зрительное восприятие, включая органы чувств: зрение, обоняние, осязание; эстетическое восприятие.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Работа с педагогами : Консультации на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Ноябрь:
1. Тема: «Звёздочки».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы; дать элементарное представление о ночном небе; формировать представления о частях суток: день – ночь; познакомить детей с новым нетрадиционным способом изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.
• Развивать зрительное восприятие; уметь сравнивать, выделять цвет. Продолжать развивать интерес к звукам природы.
• Воспитывать усидчивость.
2. Тема: «Маме к празднику».
Задачи:
• Продолжать формировать представления о семье; познакомить со способом изображения цветка с помощью нетрадиционной техники рисования – отпечаток ладошки.
• Продолжать развивать зрительное восприятие, включая органы чувств: зрение, обоняние, осязание; эстетическое восприятие.
• Воспитывать любовь к близким – маме.
3. Тема: «Бусы для мамы».
Задачи:
• Продолжать формировать представления о близких; познакомить с новым способом изображения – рисование печатками из картофеля, обследовать контур изображаемого предмета при работе с ним.
• Продолжать способствовать развитию зрительного восприятия, выделяя цвет, форму и размер обследуемого предмета.
• Воспитывать умение действовать по образцу, заданному взрослым.
4. Тема: «Первые снежинки».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, природным явлением «снегопад»; формировать представления о зиме; продолжать знакомить со способом изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.
• Развивать умение обследовать предметы, выделяя цвет, величину; развивать эстетическое восприятие.
• Воспитывать самостоятельность при работе со знакомым средством изображения.
5. Тема: «Воздушные шарики».
Задачи:
• Упражнять отражать в рисунке полученные впечатления от праздника («Осень», используя в рисунке знакомые способы нетрадиционного рисования – рисование печатками из картофеля. Учить обследовать контур изображаемого предмета при работе с ним.
• Совершенствовать зрительное восприятие, выделяя цвет, форму, размер; развивать умение чередовать предметы по цвету, величине.
• Воспитывать умение действовать по образцу, заданному взрослым.
Работа с родителями : Консультация на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».
Декабрь:
1. Тема: «Снежные комочки».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, элементарные представления о снеге и его свойствах. Познакомить с новым способом изображения – оттиск пробкой.
• Продолжать развивать умение обследовать предмет при работе с ним : цвет, форма, величина с помощью зрительных, тактильных, осязательных ощущений.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
2. Тема: «Снежные облака».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, элементарные представления об облаках. Продолжать знакомить со способом изображения – оттиск печатками из картофеля.
• Развивать аналитические способности: умение сравнивать, соотносить, группировать.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
3. Тема: «Еловая веточка».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, элементарные представления о дереве - ёлке. Продолжать упражнять в рисовании, используя знакомые нетрадиционные техники – пальцеграфия.
• Развивать зрительное восприятие, включая зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Тема: «Шарик на ёлку».
Задачи:
• Дать детям элементарные знания о новогоднем празднике, украшении ёлки. Продолжать знакомить со способом изображения – оттиск пробкой.
• Продолжать развивать зрительное восприятие: выделять цвет, форму, величину. Развивать эстетическое восприятие.
• Продолжать воспитывать усидчивость на занятии.
5. Тема: «Снеговик».
Задачи:
• Продолжать формировать представления о снеге и его свойствах. Продолжать знакомить со способом нетрадиционного рисования – оттиск пробкой разной по величине.
• Способствовать развитию перцептивных действий с предметом.
• Воспитывать желание достигать нужного результата.
Работа с родителями : Доклад на тему: «Сенсорное воспитание младших дошкольников. Нетрадиционное рисование как средство развития мелкой моторики детей».
Система работы с детьми во вторую половину учебного года.
Цель: продолжать закреплять навыки работы в разных техниках, комбинируя в одном рисунке несколько знакомых техник.
Работа строится по принципу «Включение».
Январь:
1. Тема: «Украсим ёлку во дворе».
Задачи:
• Продолжать формировать элементарные представления о дереве – ёлке и новогоднем празднике; дорисовывать рисунок, используя знакомые нетрадиционные техники рисования (пальцеграфия – рисование огоньков на ёлке; рисование снежинок ватной палочкой).
• Продолжать развивать аналитические способности, умение сравнивать и сопоставлять, выделяя цвет, форму, величину изображаемого.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
2. Тема: «Снежные баррикады».
Задачи:
• Продолжать формировать представления о снеге, его свойствах, разных способах игры с ним. Продолжать включать обследование предметов по контуру, при работе с ним. Закреплять навыки работы в технике – рисование печатками из картофеля и оттиск пробкой.
• Развивать умение сравнивать и сопоставлять следы на бумаге по цвету, форме, величине, полученные разными отпечатками. Поддерживать интерес к рисованию.
• Воспитывать усидчивость, желание достигать результата.
3. Тема: «Зима».
Задачи:
• Продолжать формировать обобщенные знания о зиме как времени года. Формировать умение отражать их в рисунке с помощью знакомых нетрадиционных техник, подсказанных взрослым (снежинки – тычок жёсткой полусухой кистью, снежные сугробы – рисование печатками из картофеля).
• Продолжать развивать перцептивные действия при рассматривании картин и иллюстраций, выделять характерные признаки. Развивать эстетическое восприятие.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Тема: «Дед Мороз».
Задачи:
• Продолжать знакомить с главным персонажем новогоднего праздника – дедом Морозом, формировать доверительное отношение, путём изображения «портрета» (рисование отпечатками ладошек – лицо и борода, прорисовывание лица : глаза – ватная палочка, щёки – пальцеграфия).
• Продолжать упражнять в обследовании изображённых рисунков, выделяя цвет, форму, величину.
• Воспитывать уважение к персонажу.
5. Тема: «Праздничная ёлочка».
Задачи:
• Продолжать знакомить с деревом – ёлкой, украшением ёлки к новогоднему празднику. Упражнять применять для создания рисунка несколько техник нетрадиционного рисования (рисование ёлки – отпечатком ладошки, фонарики – тычок жёсткой полусухой кистью).
• Развивать формообразующие движения руки (ветки ёлки). Продолжать совершенствовать восприятие, развивая зрительные, обонятельные, тактильные ощущения.
• Воспитывать самостоятельность, способность к эстетическому познанию окружающего мира.
Работа с родителями : Мастер – класс: «Нетрадиционные материалы и способы работы с ними».
Февраль:
1. Тема: «Праздничный салют».
Задачи:
• Продолжать формировать обобщённые знания о праздновании новогоднего праздника, упражнять в выражении своих впечатлений в сюжете рисунка, подсказанным взрослым, продолжать закреплять навыки работы с нетрадиционными средствами изображения (рисование салюта, ярких фонариков – тычком жёсткой полусухой кистью и снежных сугробов – печатками из картофеля).
• Развивать аналитические способности, умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по цвету (фонарики).
• Воспитывать эмоциональное отношение к картинам природы.
2. Тема: «Снегирь».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, формировать элементарные представления о птицах: «снегирь»; формировать умение обследовать предмет, выделяя цвет, величину. Закреплять навыки работы в технике рисование отпечатком ладошки, рисование в технике пальцеграфия (ягоды рябины, прорисовывание глаз).
• Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, интерес к звукам природы (звуки птиц);
• Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Тема: «Шарф для Маши».
Задачи:
• Продолжать закреплять представления детей об одежде людей в зимнее время года, упражнять наносить узоры на готовые формы, используя разные техники нетрадиционного рисования (точки – в технике пальцеграфия, звёздочки – в технике тычок жёсткой полусухой кистью).
• Развивать чувство ритма и композиции; продолжать развивать обследовательские действия, выделять цвет.
• Воспитывать отзывчивость.
4. Тема: «Кораблик для папы».
Задачи:
• Продолжать формировать представления о членах семьи. Знакомить с водным транспортом – кораблём. Упражнять в рисовании знакомого предмета с помощью техник нетрадиционного рисования (платформа корабля – оттиск пробкой, флаг – ладошкой).
• Продолжать развивать аналитические способности, умение действовать по образцу, заданному взрослым.
• Воспитывать любовь к близким, членам семьи.
5. Тема: «Зимняя ночь».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с окружающим миром природы; формировать элементарное представление о ночном небе и звёздах; формировать представления о частях суток: день – ночь; закреплять нетрадиционные способы изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, рисование печатками из картофеля.
• Развивать зрительное восприятие; уметь сравнивать, выделять цвет.
• Воспитывать любовь к природе.
Работа с родителями : обогащение развивающей среды группы нетрадиционными материалами.
Март:
1. Тема: «Весеннее солнышко».
Задачи:
• Продолжать знакомить с окружающим миром природы, формировать представления о весне. Упражнять в изображении солнца, применяя такие техники как оттиск пробкой и рисование ладошкой.
• Способствовать развитию формообразующих движений руки, закреплять умение обследовать предмет.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Тема: «Весенняя капель».
Задачи:
• Продолжать знакомить с окружающим миром природы, представления о «капели». Закрепить умение рисовать облака печатками из картофеля, капли дождя – ватными палочками.
• Развивать интерес к звукам природы, действия обследования.
• Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
3. Тема: «Лужи».
Задачи:
• Продолжать формировать представления о погодных условиях в весеннее время года, обратить внимание на образование луж. Закрепить навыки изображения луж – печатками из картофеля, весеннего солнца – оттиск пробкой, рисование ватной палочкой.
• Продолжать развивать действия обследования, интерес к природе.
• Воспитывать аккуратность при работе с разными изобразительными средствами.
4. Тема: «Цветы для мамы».
Задачи:
• Продолжать формировать представление о маме как самом близком члене семьи, закреплять представления о цветах, строении. Упражнять в изображении цветов, используя техники нетрадиционного рисования : рисование печатками из картофеля и оттиск пробками.
• Развивать умение обследовать предмет при работе с ним, эстетический вкус.
• Воспитывать уважительное отношение, любовь к близким людям.
Тема: «Платочек для матрёшки».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Вызвать желание украсить платок матрёшки большими и маленькими горошками с помощью нетрадиционных техник рисования : пальцеграфия, оттиск пробками.
• Развивать чувство ритма, композиции; совершенствовать обследовательские действия.
• Воспитывать отзывчивость.
Работа с родителями : Консультация на тему: «Рисуем дома».
Апрель:
1. Тема: «Одуванчики».
Задачи:
• Продолжать знакомить с окружающим миром природы, первичные представления о цветах «одуванчиках». Вызвать желание нарисовать цветы с помощью доступных техник нетрадиционного рисования : рисование печаткой из картофеля и оттиск пробкой.
• Продолжать развивать аналитические способности, эстетический вкус.
• Воспитывать любовь и бережное отношение кприроде.
2. Тема: «Малыш оленёнок».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с красками и формировать умение рисовать точки нанесением ритмичных мазков пальчиком; закреплять преставление о строении животного, называть части тела, продолжать закреплять навыки работы с нетрадиционным материалом – картофелем.
• Упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук при передаче формы, способствовать развитию мелкой моторики; развивать аналитические способности (сравнивать, соотносить, устанавливать тождество и различие однородных предметов.
• Воспитывать самостоятельность, отзывчивость.
3. Тема: «Яблочко».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с фруктами, формировать умение рисовать с помощью оттиска из пробки и печатки картофеля.
• Совершенствовать восприятие, включая все органы чувств: зрение, обоняние, осязание, тактильные ощущения.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
4. Тема: «Огурчик».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с овощами, формировать умение рисовать с помощью печатки картофеля и ватной палочки.
• Совершенствовать восприятие, включая все органы чувств: зрение, обоняние, осязание, тактильные ощущения.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
5. Тема: «Репка».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с овощами, формировать умение рисовать с помощью печатки картофеля и оттиска пробкой.
• Совершенствовать восприятие, включая все органы чувств: зрение, обоняние, осязание, тактильные ощущения.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Май:
1. Тема: «Лучок».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с овощами, формировать умение рисовать с помощью оттиска пробкой и ватной палочки.
• Совершенствовать восприятие, включая все органы чувств: зрение, обоняние, осязание, тактильные ощущения.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
2. Тема: «Апельсин и лимон».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с фруктами, формировать умение рисовать с помощью оттиска из пробки и печатки картофеля.
• Совершенствовать восприятие, включая все органы чувств: зрение, обоняние, осязание, тактильные ощущения.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
3. Тема: «Огурчик с помидором».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с овощами, формировать умение рисовать с помощью печатки картофеля и оттиска пробкой.
• Совершенствовать восприятие, включая все органы чувств: зрение, обоняние, осязание, тактильные ощущения.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
4. Тема: «Божья коровка».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с красками и формировать умение рисовать точки нанесением ватной палочкой; закреплять преставление о строении насекомого, называть части тела, продолжать закреплять навыки работы со штампами (картофельный срез, ватной палочкой.
• Упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет, величину, форму; продолжать включать движения рук по предмету при работе с ним, способствовать развитию мелкой моторики; развивать аналитические способности (сравнивать, соотносить, устанавливать тождество и различие однородных предметов; способствовать решению задач нравственного характера.
• Воспитывать самостоятельность, отзывчивость.
Тема: «Гусеница».
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с красками и формировать умение рисовать точки нанесением ватной палочкой; закреплять навыки рисования нетрадиционным материалом – оттиск пробкой; формировать первичные представления о насекомых; закреплять представления об овощах.
• Упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет, величину, форму; продолжать включать движения рук по предмету при работе с ним, способствовать развитию мелкой моторики; развивать аналитические способности (сравнивать, соотносить, упражнять действовать по образцу взрослого.
• Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, аккуратность.
Работа с родителями : организовать выставку работ, выполненных детьми в нетрадиционных техниках.