Шатохина Алена Алексеевна
Воспитание дошкольников в современной семье
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шатохина Алена Алексеевна
Организация: МДОУ «Детский сад № 22 о. в»
Группа: раннего возраста
Семья – первый социальный институт в жизни ребёнка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из инструментов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания.
Детоцентристская семья по природе малодетна, функция продолжения рода в такой семье ограничивается непродолжительным временем; рождение одного – двух детей. Эта её особенность объясняется своеобразным возвышением роли семейной жизни.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе — на равноправии и взаимоуважении супругов — строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужчиной и женщиной поведению домашнего хозяйства и обоюдной ответственности родителей за детей. Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимание на факторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Известно предупреждение А. С. Макаренко о том, что воспитание единственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Как правило, родители концентрируют на одном ребенке максимум внимания, оберегают его от всевозможных трудностей, излишне опекают, находясь во власти слепой, неразумной любви. Трудность воспитания ОДНОГО ребенка в семье, по словам А. С. Макаренко, заложена в отсутствии коллективного воздействия на его личность. К тому же отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.
Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. Известно, что больший процент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет). Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод впервые годы совместного проживания — весомая причина распада семьи. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых, из несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца.
Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение. В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья— специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности». Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально-этических чувств.
Специфичность семейного воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребывая длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другими членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения.
Через отношения детей с родителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителями разных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получая от них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальный опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.
Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер.
Следует также подчеркнуть, что для семьи характерна интимность отношений между ее членами, благодаря чему создаются особые условия для взаимных воздействий, воспитания добрых чувств, для индивидуальных советов и утешений, одобрения, исправления нежелательных качеств личности. Семья готовит ребенка к исполнению роли гражданина, выступая для него проводником идей и норм морали.
Все эти особенности семьи делают ее незаменимым социальным институтом в подготовке подрастающего поколения к жизни, а семейное воспитание — необходимым фактором нормального развития личности ребенка.
А. Г. Харчев пишет: «Семья — реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие это осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, гак и путем личного примера родителей, других членов семьи». Стало быть, весь уклад семейной жизни, ее нравственное здоровье, культура отношений и образовательный уровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение в повседневной жизни являются социализирующими и воспитывающими средствами. И обществу глубоко не безразлично, в каких условиях воспитывается ребенок в семье, какой социальный опыт она передает ему. Вот почему забота о семье как воспитательном институте, о ее педагогической ценности находилась и находится в центре внимания общества.
С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. А. С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.
Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, проходит в любое время суток, в любое время года… Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке…
Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:
-неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
-бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
-безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
-отсутствие нормального психологического климата в семье;
-фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);
-безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
-противоправное поведение взрослых;
-авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество, которые проявляются как следующие неправильные формы воспитания, которые отражаются на развитии ребенка и его поведении в школе:
гипоопека – т. е. безнадзорность, недостаток внимания, заботы, контроля; родители заботятся только об удовлетворении материальных потребностей ребенка, а фактически он представлен сам себе. Ребенок ощущает свою ненужность старшим, он думает, что мешает им жить и они рады от него освободиться.
гиперопека –т. е. чрезмерная опека и контроль, которые подавляют самостоятельность, чувство ответственности и долга. У слабых, чувствительных детей гиперопека вызывает реакцию бунта и уход ребенка в уличную компанию.
”культ семьи” – ребенок растет в чрезмерном обожании и восхищении; такие дети стараются всегда быть на виду, лидировать, не прилагая к этому никаких усилий; в конце концов, попадает в кризисную ситуацию: с одной стороны, он продолжает нуждаться в восхищении, а с другой стороны он не приучен этого добиваться.
”золушка” – эмоциональное отвержение взрослыми, которые не хотят себе в этом признаться; при таком воспитании формируется чувство вины, неполноценности, ненужности
жестокие взаимоотношения (“ежовые рукавицы”) могут сочетаться с эмоциональным отвержением и могут проявляться открыто (срывает зло) и скрытостью – безразличием друг к другу, душевной жестокостью. Переживание ребенком эмоций в этих условиях способствует развитию эгоизма и душевной черствости.
повышенная моральная ответственность – возлагается родителями на ребенка за его будущее и будущее членов его семьи. Это очень тяготит ребенка и лишает его радости детства.
маятниковое воспитание – противоречивое воспитание – в одной семье разные поколения отстаивают свой стиль в воспитании, сочетаются несовместимые методы воспитания. Такое воспитание вредно и влияет на слабые стороны характера ребенка, способствует душевному дискомфорту.
Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.
Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов, которые педагог может использовать в воспитательной работе с родителями:
1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
2. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего.
3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
4. Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть подложено в основу системы семейного воспитания.
5. Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.
6. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
7. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
8. Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были, ведь ребенок это наивысшая ценность.
Содержание современного воспитания. Стили воспитания.
Авторитетный стиль воспитания характеризуется высоким уровнем контроля. При этом автономия растущих детей признается и поощряется родителями. Между родителями и детьми теплые отношения, родители открыты для общения и прислушиваются к мнению детей. Существует включенность ребенка в обсуждение семейных трудностей, готовность родителей помочь ему в случае такой необходимости, вера в его успех и адекватность в отношении его поведения. В этом случае, прежде всего, учитываются интересы и потребности детей. В результате такой семенной обстановки вырастают социально адаптированные, уверенные в себе личности, с высокой самооценкой и способные к самоконтролю. У них развиты ярко выраженная способностью к лидерству и коммуникативные качества.
Авторитарный стиль отличается высоким контролем, в семейном воспитании присутствует жесткая дисциплина, предполагается значительные ограничения со стороны родителей. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Отношения между родителями и детьми холодные, отстраненные. Дети в таких семьях бывают непритязательные, замкнутые, угрюмые и раздражительны. Также они внушаемые, не слишком настойчивые в достижении своих целей, боязливы, неагрессивны. Девочки, в большинстве своем – неактивны и зависимы, а мальчики – агрессивны и неуправляемые. Современное воспитание отвергает данный стиль или максимально нивелирует его.
Либеральный стиль современного воспитания предполагает теплые внутрисемейные отношения и низкий уровень контроля. Родителями недостаточно или совсем не регулируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, но инициатива чаще исходит от самого ребенка. Дети имеют слишком много свободы, которая никак не регламентируется семьей. Дети в таких семьях склонны к непослушанию, агрессивности, часто ведут себя импульсивно и нетребовательно к себе. Могут наблюдаться признаки неадекватного поведения. Но в некоторых случаях, при стечении определенных обстоятельств и задатков, дети могут стать активными и творческими людьми.
Содержание воспитания, в котором преобладает индифферентный стиль заключается в низком уровне контроля и холодных отношениях между родителями и ребенком. Семья безразлична к детям, закрыта для общения. Родители не устанавливают никаких запретов. Из-за обремененностями собственными заботами не остается сил и желания на воспитание детей. Если при этом еще и проявляется враждебность родителя, то у ребенка могут появляться разрушительное и отклоняющееся от нормы поведение.
Невозможно описать и структурировать все многообразие семейных отношений, но владея даже такой небольшой информацией, родители в состоянии оценить свое влияние на развитие и воспитание своих детей. Конечно, надо иметь немало терпения, чтобы всё время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувствами и потребностями. Но немаловажно знать о том, что все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы – это прямое отражение тех воспитательных моментов, которые приняты и употребляются в семье. Также осложнить процесс воспитания психологически гармоничной личности могут наличие у членов семьи асоциального поведения, проживание в семье тяжело больного человека, отсутствие одного из родителей.
Давайте подведем небольшой итог в содержании современного воспитания:
Если вы хвалите ребенка - он учится быть благородным.
Если ребенок растет с чувством безопасности - он учится верить в людей.
Если вы поддерживаете его - он учится ценить себя.
Если его окружает понимание и дружелюбие - он научится находить любовь в этом мире.
Если вы постоянно критикуете и третируете его - он учится ненавидеть.
Если вас сын или дочь растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
Если вы смеетесь над своим ребенком - он становится замкнутым.
Если маленького человека окружает вражда - он учится быть агрессивным.
Родители – главные воспитатели своих детей.
Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь задача школы – воспитывать моего ребенка, научить его читать, писать, считать, уважать старших, заботиться о младших, быть хорошим товарищем для одноклассников”. Когда этого не происходит, то они начинают обвинять учителей, в том, что они не смогли привить любовь к учебе, к людям. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Ведь каждый ребенок идет в школу из семьи, где были заложены свои принципы, жизненные устои, которая либо смогла, либо нет, привить ребенку начальные навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми, сформировать желание учиться.
Родители должны вести своего ребенка с 1-го по 11 класс “за руку”. Это значит не водить ребенка за руку в школу в буквальном смысле, а направлять всю его деятельность, знать его успехи, неудачи в школе, поддерживать его во всех начинаниях, убеждать, что он не прав, и доказывать его неправоту. Нужно учить своих детей общению не только с членами своей семьи, но и одноклассниками, другими взрослыми. То, как умело могут делать это наши дети, напрямую зависит от умелого воспитания ребенка в семье.
Родители должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не разбило бы веру ребенка в справедливость, не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Конечно, все это можно делать в, так называемых, “благополучных семьях”, где нет пьянства, наркотиков и других кошмаров. Гораздо сложнее что-то исправить в тех семьях, где нужно объяснять прописные истины об ответственности за воспитание детей самим родителям.
Каждого родителя сегодня очень обеспокоен тем, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, не стали на путь совершения правонарушений. Я думаю, этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат.
На фоне относительного благополучия в семье мы часто забываем о том, что улица сильнее любого воспитателя, и, как это часто бывает, сильнее родителей. Беда часто не обходит многие семьи. И в первую очередь здесь страдают дети из неблагополучных семей, так называемые, “трудные” дети. Они есть в каждом классе, в каждой школе. Если в доме нет понимания между родителями, то дети идут на улицу. А там найдутся друзья, которые выслушают их, помогут “добрым советом”, и напоят, и накормят, и денег дадут. Но за это участие детям часто приходится расплачиваться здоровьем, своим телом, а иногда и своей жизнью.