Светлана Гришина
Консультация дефектолога «Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения. Работа с трафаретами»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. РАБОТА С ТРАФАРЕТАМИ.
Публикация «Консультация дефектолога „Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения, Работа с трафаретами“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нарушение зрения сказывается на формировании познавательных процессов восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи.
Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности: замедленность, фрагментарность, неполнота обозрения.
Проведя исследование анализа формы детьми с нарушением зрения отмечается большое значение работы с трафаретами : обводка готового контура предмета при зрительной патологии становится коррекционным средством развитая образа предмета.
Работа по методике работы с трафаретами имеет своей целью :
1. Развитие зрительного восприятия.
2. Развитие мелкой моторики.
3 Развитие ориентировки в пространстве на микроплоскости.
4 Активизация в речи пространственных предлогов, наречий.
В процессе выполнения предлагаемых заданий у детей с нарушением зрения развиваются :
-зрительное внимание
- двигательный анализатор и зрительный контроль за его действиями
- ориентировка в пространстве на микро плоскости
-тактильные ощущения
- обогащается их словарь
-развивается воображение.
Участие же в творческом процессе способствует психологическому расслаблению, освобождению от чувства неуверенности в себе.
Обводя, раскрашивая, заштриховывая изображение в пределах контура, дети приобретают прочные графические навыки и постепенно переходят к рисованию знакомых уже предметов самостоятельно.
Работа начинается не сразу непосредственно с обводки геометрических фигур. Она делится на несколько последовательных этапов. Выполнение предлагаемых заданий с их постепенным усложнением способствует значительному повышению уровня узнавания детьми геометрических фигур.
1
Рассматривание трафаретов.
Порядок рассматривания:
а) Выложить трафареты на цветную фоновую поверхность, чтобы ребенок ясно увидел формы прорезей.
Детям с низкой остротой зрения дают трафареты с более крупными прорезями, детям со сходящимся косоглазием следует поместить трафареты на наклонную пли вертикальную фоновую поверхность.
б) Найти глазами и затем провести рукой по всем сторонам трафарета : верхней, нижней, левой, правой.
в) Обвести пальчиками известные геометрические фигуры.
2
Показ и называние.
Дети показывают и называют все известные им геометрические фигуры, их расположение на трафарете, выделяют одинаковые фигуры разных размеров.
3
Обводка прорезей фигур.
При этом педагог знакомит их с тем, как лучше и правильнее держать карандаш или фломастер, как держать трафарет.
4
Создание изображений.
Изображения предметов окружающего мира ребенок составляет из одной или нескольких геометрических фигур.
5
Создание сюжетной композиции.
Небольшую сюжетную композицию дети учатся создавать с использованием всех знакомых им фигур.
К работе на четвертом и пятом этапах дети приходят не сразу. Для детей подготовительной группы это 5-6 месяцев. Занятия продолжаются 20-25 минут один раз в неделю.
Работа по методике предполагает использование трафаретов и для силуэтного рисования. Силуэты могут быть частью какого-либо изображения или частью общего рисунка.
Рекомендации при обучении работе с трафаретами :
1. Бумагу следует предлагать не белую, не глянцевую.
2. Фломастеры следует давать тем детям, у которых достаточно развито мышечное чувство нажатия при рисовании. Если же ребенок не ощущает силу нажатия, лучше его еще потренировать и предлагать мягкие цветные карандаши четко выраженных цветов и оттенков.
3. Для активизации интереса к работе следует использовать такие трафареты, у которых есть по краям ломаные и волнистые линии. Дети очень любят их использовать при выполнении заданий на установление сходства и различии, при раскрашивании рисунков.
Геометрические фигуры располагаются в следующем порядке:
-круг,
-овал,
-полукруг,
-квадрат,
-прямоугольник,
-трапеция,
-ромб,
-треугольник.
Такой порядок обусловлен нашим наблюдением, из которого следует, что при обводке прорезей дети-дошкольники быстро обучаются обводке фигур «круглой» формы, а обводка прорезей таких фигур, как четырехугольники, иногда представляет трудности, на бумаге много неточностей.
Поэтому целесообразно сначала научить детей осознанно руководить своей рукой, учась обводить круги, овалы, а затем перейти к полукругу. Такой геометрической фигуры, то есть такого названия, в программе обучения дошкольников нет. Но эта прорезь-фигура есть во многих трафаретах, она входит во многие предметные изображения.
При построении изображения, куда входит полукруг, ребенку невольно приходится дополнительно употреблять такие понятия, как «середина», «половина», «точка», «линия», а это не помешает его развитию. Его рука при этом станет более уверенной, а глазомер более точным.
Четырехугольники даются все друг за другом, чтобы дети четко усвоили, что они бывают различного строения, но вес имеют четыре стороны.
Последней фигурой предлагается треугольник. Дети его уже давно все знают, но теперь приучаются видеть, что треугольники бывают разного вида, что у них может быть различное соотношение длин сторон.
После заданий с каждой отдельной геометрической фигурой предлагаются задания, где используются все уже известные геометрические фигуры. Постепенно дети переходят к небольшим сюжетным картинкам, где все предметные изображения построены с помощью трафаретов.
Цикл заданий по каждой отдельной фигуре выстраивается определенным образом, например:
Круг
1. Покажи, назови, обведи круг — большой, средний, маленький.
2. Рассмотри, что нарисовано с помощью кругов.
3. Назови эти предметы, посчитай, из скольких кругов они состоят?
4. Рассмотри круги, нарисованные в полосе. Выбери все маленькие и заштрихуй.
5. Справа нарисованы различные предметы. Какой они формы? Раскрась эти картинки.
6. В середине листа нарисуй самостоятельно любые пять из этих предметов и раскрась.
7. В полосе нарисованы воздушные шары. Большие обведи карандашом красного цвета, а маленькие заштрихуй карандашом синего цвета.
Или, например, цикл заданий по работе с квадратом. Начинаем также с размера квадрата, затем задания усложняются, так как добавляются уже хорошо знакомые фигуры: круг, овал, полукруг.
Квадрат
1. Покажи, назови, обведи большой, средний, маленький квадрат.
2. Рассмотри и назови предметы, которые изображены с помощью квадрата.
3. Какие еще геометрические фигуры здесь использованы?
4. Посчитай, сколько квадратов здесь изображено? Посчитай, сколько квадратов в каждом квадрате?
5. Раскрась маленькие квадраты внутри большого, если их только четыре.
6. Сколько ковриков нарисовано? Раскрась на них все квадраты.
7. Придумай свой рисунок коврика.
8. Составь узор в полосе из квадратов и кругов.
Каждый раз надо учитывать индивидуальные особенности детей - их работоспособность, умение ориентироваться на микроплоскости, сформированность графических умений.
В процессе занятий у детей формируются навыки зрительного анализа геометрических фигур, зрительного контроля за своими действиями, развивается мелкая моторика руки. Обводка, рисование, заштриховка по трафарету способствует повышению остроты зрения и совершенствованию глазодвигательных функций.