Ергунова Наталья Николаевна
Консультация «Адаптация детей 2–3-летнего возраста к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей 2-3 летнего возраста
к условиям детского сада «Аленушка» г. Катав-Ивановска
Воспитатель 1 младшей группы 2
«Солнечные лучики»
За период своей работы с детьми я выделила главные критерии адаптации ребенка к новым социальным условиям. В этот период происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Происходят изменения в привычных формах жизни.
Публикация «Консультация „Адаптация детей 2–3-летнего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Для ребенка, пришедшего вновь в детский сад, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него смятение.
Стоит обратить внимание в семье, что необходимо к концу первого года жизни сформировать у ребенка умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо научить ребенка пользоваться ложкой, включить в рацион разнообразные блюда. По возможности приучить ребенка к горшку и по возможности не пользоваться памперсами.
В период адаптации происходят следующие нарушения в привычном поведении ребенка:
• настроения.
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость (продолжительность – индивидуальна и составляет от недели до 1,5 месяца).
• сна.
Дети очень часто с трудом засыпают вечером, плачут перед сном. Утром детей бывает очень трудно разбудить. Недостаток сна сказывается на самочувствии ребенка (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).
• аппетита.
Плохой аппетит привыкающих детей связан по причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).
• понижение иммунитета.
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть, реагируют на переохлаждение, перегревание, гораздо чаще, чем в обычном состоянии (продолжительность – от 2 до 10 месяцев).
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада делится на адаптационные периоды.
1. Легкая адаптация. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, без плача. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок быстро отвлекается, интересуется другими детьми из группы и новыми игрушками. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. Продолжительность легкой адаптации 1-2 недели.
2. Средняя адаптация. В общем состоянии нарушения выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается через более длительный период. Ребенок более эмоционально-возбужденнее по отношению к легкой адаптации. Отношение к детям, безразличное, но может быть и заинтересованным. Игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Продолжительность средней адаптации до 30 дней.
3. Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрики-вает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Мои рекомендации родителям детей, вновь пришедших в детский сад.
Спокойное утро.
Главное правило: спокойная мама - спокойный малыш!
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость. Разговаривайте с ребенком спокойным уверенным голосом. Иногда хорошим помощником является игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Сократите время прощания!
Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном. Будьте тверды, убедительны. Уходите, не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом прекрасно знает. Твердо выполняйте обещания!
Если сказали, что заберете ребенка после обеда- забирайте в назначенное время!
Не обманывайте ребенка, не заставляйте его плакать, ожидая вас.
Выработайте порядок действий, которые повторяются раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит «спасибо» и «пока-пока»;
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Моя помощь ребенку на этапе адаптации к детскому саду
Предлагаю родителям первые дни ребенка приводить не к завтраку, а к прогулке и оставлять ребенка именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
Я рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Каждый вновь поступивший ребенок находится у меня в центре внимании. Я спокойно, ласково и подробно объясняю ребенку все происходящее, готовлю его к каждому режимному процессу.
Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличиваю постепенно в зависимости от привыкания ребенка.
Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому я применяю:
- колыбельные мелодии;
- ласкаю ребенка: поглаживаю;
В своей работе я веду тетрадь эмоционального состояния вновь прибывшего ребенка и контролирую с помощью “Листа адаптации”, где отмечаю по методике К. Печоры эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Что я хотела бы порекомендовать родителям.
К детскому саду ребенка нужно готовить заранее: рассказывать, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей.
Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно.
Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло. Нам нужно подготовиться, купить необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада.
Если ребёнок с трудом расстаётся с родителями, я разрешаю маме в первый день быть с малышом в группе. Будьте рядом, но не вместе. Постепенно малыш отойдёт от вас, а подружившись с воспитателем «забудет», что вы не рядом.
Мои рекомендации в том, что необходимо выдерживать режим дома. Ребёнок не может одновременно справиться с переменой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние и снизит возможность хорошей адаптации.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!
Встреча вечером должна быть радостной. Не забудьте: ребенок очень нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Несмотря на ваши взрослые проблемы и усталость после работы, хотя бы час в день полностью посвящайте играм и разговорам с ребенком.
Хочу отметить ошибки родителей:
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
По моему опыту полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду. Если ребенок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму. И через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков
Даже если адаптационный период проходит гладко, ребенок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме.